Группа ученых из Испании, Норвегии и США во главе с Пайам Дадвандом (Payam Dadvand) установила зависимость между растительностью, окружающей детей, и даже просто зелеными поверхностями, и развитием их познавательных способностей. Подробности исследования опубликованы в журнале PNAS.
В ходе исследований изучили 2593 ребенка в возрасте от семи до десяти лет, которые учатся в 36 различных школах Барселоны. Исследование длилось год. За это время дети с перерывом в три месяца проходили тесты, определявшие развитие их познавательных способностей. Затем результаты этих тестов сопоставлялись со спутниковыми данными, показывавшими, как много растительности находится рядом с домом этого ребенка, по той дороге, которой он ходит в школу, и вокруг самой школы.
Оказалось, что зелень рядом с домом почти не влияет на развитие детей, а вот у тех школьников, у которых по дороге и рядом со школой было больше зелени, память и внимание развивались за этот период в среднем на 5% лучше. Мало того, когда ученые добавили еще один фактор — уровень загрязнения окружающей среды (который тоже, в общем-то, зависит от наличия или отсутствия растений), то зависимость возросла во много раз и уже составила от 20 до 65%.
Этот факт, который, кстати, подтверждается и другими независимыми исследованиями, можно объяснять по-разному. Были высказаны предположения, что в такой среде меньше отвлекающего детей шума или что они чаще играют на улице. Существует и красивая гипотеза о существовании заложенной в нас эволюцией «биофилии». Она говорит о том, что у людей, в течение многих тысячелетий развивавшиеся среди зеленых пейзажей, выработалась психологическая потребность смотреть на них. Не растения помогают нашему развитию, а их отсутствие наносит нам вред. Может быть и так. Но все-таки хотелось бы понять, почему растительность вокруг дома, где дети проводят большую часть суток, не влияет на них? Может быть, все-таки, дело просто в том, что более «зеленые» школы, более благополучные, и там больше занимаются развитием детей?