Сибирь в представлении многих остается таинственной, необъятной и суровой землей, которая тем не менее увлекает людей. В свое время здесь развивались древние цивилизации, оставившие огромный культурный и археологический след. Сейчас увидеть природные богатства и исторические памятники древних культур может каждый желающий — достаточно сесть на самолет или поезд. Но на рубеже XIX–XX вв. такой возможности не было. Все изменилось благодаря строительству Транссибирской магистрали, которая стала главной артерией, соединившей дальние уголки России с ее европейской частью. О влиянии Транссиба и главных археологических находках наш разговор с директором Государственного исторического музея Алексеем Левыкиным.
Алексей Константинович Левыкин — директор Государственного исторического музея, кандидат исторических наук.
— Выставка называется «Сны Сибири». О чьих снах идет речь? О чем эти сны?
— Думаю, этот вопрос лучше адресовать куратору выставки. Он точно скажет, какой смысл вкладывал в это название. Тем не менее, на мой взгляд, название «Сны Сибири» — очень удачное. Оно описывает не столько состав выставки (который, несомненно, представляет собой набор интереснейших экспонатов, хранящихся и в Государственном историческом музее, и в региональных музеях), сколько дизайнерское решение интерьера выставки.
Вспомните знаменитый фильм «Сказание о земле Сибирской». Сибирь для многих остается таинственной землей, этакой terra incognita. Жители нашей страны порой плохо представляют себе ее современную историю. А уж прошлое Сибири — родины древних цивилизаций — и вовсе малоизвестно.
Поэтому название «Сны Сибири» олицетворяет воспоминания о прошлом, о тех событиях, которые происходили здесь во II–III тысячелетиях до н.э. Это действительно эпическое название, привлекающее посетителей.
— Как вы сами отметили, Сибирь — это terra incognita. Особая территория с точки зрения и географии, и окружающей среды, природы, и мифологии и фольклора. Как это отражено в выставке?
— Мы, конечно, не ставили задачу показать всю историю региона. Это практически невозможно. Когда мы открывали выставку, звучали легендарные слова писателя В.Г. Распутина, назвавшего Сибирь Вселенной. И это так. Она очень много в себя вбирает. Чтобы понять это, нужно хотя бы раз побывать на этой огромной территории, которая гораздо больше, чем некоторые материки.
Сибирь соединяет в себе огромное количество национальностей, культур, этносов. Порой сложно представить, насколько сильное влияние исторические события Сибири оказывали на судьбы всего евразийского континента, включая страны, далекие на первый взгляд от этой территории. Достаточно вспомнить перемещение народов, всяческие нашествия и другие массовые процессы. Поэтому не стоит забывать знаменитую фразу Ломоносова о том, что могущество России прирастать будет Сибирью. Ученый вкладывал в это огромный смысл.
— На сайте выставки указано, что в экспозиции использованы приемы иммерсивности. Насколько важно в нынешнее время добавлять методы визуального погружения?
— Использование новых мультимедийных технологий для нашего музея — это еще один способ решить очень важные информационные задачи. Привычные инструменты музейной работы уже не столь эффективны. Новые технологии дают подсказку, эмоциональную или информационную, помогающую посетителям выстроить маршрут, лучше запомнить достаточно сложный исторический материал. Дизайн и технологии дополненной реальности позволяют рассказать и о том, что мы не смогли представить на данной выставке. Я неоднократно приходил в залы, когда здесь были люди, и я видел реакцию, эмоциональный отклик на экспонаты и их оформление.
— Не могу не спросить о Транссибирской магистрали, которой посвящена данная выставка. Можно ли считать Транссиб этакой артерией, соединившей наконец такие близкие и такие далекие Сибирь и европейскую часть империи?
— Сегодня, пожалуй, сложно себе представить ту огромную роль, которую сыграло строительство Транссибирской магистрали для государства. Это поистине глобальный проект, не имеющий аналогов. Транссиб — это не только осевая линия, соединившая большую страну. Она объединила и саму Сибирь, этот огромный край с его удаленными друг от друга культурными и городскими центрами.
Создание Транссибирской магистрали позволило сократить путь по Сибири с нескольких месяцев до нескольких дней. Это событие по значимости можно сравнить с подготовкой первого полета человека в космос. Огромные ресурсы были задействованы в этом проекте. Транссибирская магистраль полностью себя оправдала и с финансовой точки зрения, поскольку придала импульс развитию крупных промышленных предприятий, строительству новых городов и индустриальных центров.
Сегодня невозможно представить себе судьбу таких городов, как Омск, Новосибирск, Иркутск, Улан-Удэ, Хабаровск, Петропавловск, без строительства этой важнейшей транспортной артерии, объединившей Россию.
Кстати, современники считали, что строительство магистрали нужно было начинать раньше, — в этом случае, возможно, исход Русско-японской войны был бы иным.
— Параллельно с осуществлением проекта строительства магистрали развивался другой значимый, на мой взгляд, орган — Императорская археологическая комиссия. Как отражена ее роль при создании экспозиции?
— Транссибирская магистраль представляет собой смысловую ось нашего выставочного проекта. Она объединяет археологические памятники, хранящиеся в различных региональных музеях. Большая часть экспонатов — из нашей коллекции. Надо сказать, что памятники сибирских цивилизаций в ГИМ представлены достаточно широко. Но есть и уникальные артефакты, которые выставляются здесь впервые. Например, Чердынский краеведческий музей предоставил уникальные коллекции Северного Урала.
То есть выставка объединяет самые интересные памятники, многие из которых были найдены во времена строительства Транссиба и в последующие годы. Для ученых, входивших в состав Императорской археологической комиссии, открылись возможности попасть в регионы, которые содержали в себе масштабные археологические и исторические комплексы.
Я вспоминаю, как, будучи студентом, работал на раскопках в Хакасии. Мне удалось частично проехать этот путь по Сибири. Прошло столько лет, но я все еще прекрасно помню эту красоту, осознание величия государства. Я сам убедился, как обогатилась археологическая наука благодаря созданию Транссиба.
И, кстати, это не первый раз, когда в России железнодорожные магистрали дают старт новым научным направлениям. Например, одним из ярких археологических комплексов в нашей стране остается знаменитый Гнездовский комплекс в Смоленской области. Работы здесь также начались в тот момент, когда формировался проект строительства железной дороги, в XIX в. Так, в нашем музее хранятся уникальные находки графа А.С. Уварова, которые были сделаны там. Кстати, работы в Гнездове продолжаются и сегодня. Наши археологи каждый год выезжают туда и продолжают дело, которое начала Императорская археологическая комиссия на территории Сибири.
— Все ли находки относятся ко времени создания Транссиба?
— На выставке представлены и те памятники, которые находили во времена строительства Транссибирской магистрали, и те, которые были открыты позднее — в 1920-х, 1950-х гг. и даже в настоящее время. Так что кропотливая работа по сохранению наследия, начатая Императорской археологической комиссией, продолжается и сегодня. Экспедиции из Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Иркутска, Перми каждый год работают на известных археологических комплексах, обнаруженных еще при создании магистрали.
— Что найденные артефакты могут рассказать о древних поселениях?
— Как я уже сказал, перед нами стояла достаточно сложная задача: в маленьком пространстве на короткое время выставить главные памятники Сибирского региона. Организаторы выставки скорее ориентировались на реперные точки в истории цивилизаций Сибири. В экспозиции представлены потрясающие памятники, обнаруженные на юге Сибири, в степях Хакасии, на Дальнем Востоке. На выставке можно познакомиться с объектами таштыкской и кыргызской культуры, знаменитыми памятниками «Томской писаницы», находками, обнаруженными в североуральской и пермской тайге. Посетители могут сравнить знаменитый пермский стиль с великолепным скифским стилем, подумать о взаимопроникновении культур, подробнее рассмотреть черты, присущие только той или иной культуре или цивилизации.
Коллекция получилась разнообразной. Но мы не хотели давить на посетителя огромным количеством музейных экспонатов, хранящихся в музеях страны. Мы попытались показать наиболее яркие из них. И практически для каждого экспоната отведена одна отдельная витрина, которая позволяет увидеть все нюансы работы древнего мастера, задуматься о том, какой смысл он закладывал, создавая тот или иной предмет. Ведь каждый из древних памятников — это произведение, отражающее миропонимание человека прошлого, в каждый из них он вложил глубокий символический смысл.
— Насколько мне известно, кураторы выставки решили соединить древний мир и современное искусство. Как вы считаете, насколько им это удалось?
— Мне кажется, что вполне. И на самом деле это не первая попытка такого рода, реализующаяся в стенах Исторического музея. Мы действительно соединили прошлое и будущее, попытались объединить современное искусство и уникальные памятники, хранящиеся в музеях России. Думаю, что история и культура Сибири, интерес к познанию которых передается из поколения в поколение, нашел свое воплощение и в произведениях современных художников.
— Какой у вас самый любимый экспонат на этой выставке из древних памятников?
— Это довольно популярный вопрос у журналистов. Но могу сказать, что во время выставочного отбора организаторы очень тщательно и внимательно выбирают именно те памятники, которые соответствуют концепции выставки и могут заинтересовать зрителей. И здесь очень много таких экспонатов. Нельзя не восхищаться знаменитым мечом из Музея истории и культуры Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН, который в Москве представлен впервые. Пожалуй, все, что здесь показно, вызывает у меня очень большой интерес как у историка.
— А если говорить о современном искусстве?
— Я давно восхищаюсь произведениями, созданными Даши Намдаковым. Скульптура «Хранительница», подаренная им музею несколько лет назад, прекрасно вписалась в постоянную экспозицию ГИМ. Поскольку Даши Намдаков создает произведения, посвященные далекому прошлому, они не выбиваются из ряда тех уникальных древних экспонатов, которые находятся в этом зале. Я очень уважаю его творчество, но не могу не отметить и прекрасные работы других современных художников, чьи произведения можно увидеть на выставке. Они очень созвучны традициям сибирских регионов, различных этносов, живущих в Сибири.
— В Историческом музее есть множество экспонатов, найденных в Сибири. Стоит ли вашим посетителям познакомиться с постоянной экспозицией, прежде чем переходить на выставку «Сны Сибири»?
— Мы всегда предоставляем нашим посетителям свободу. Но я думаю, что, когда они попадут сюда и воочию увидят эти уникальные памятники, у них возникнет интерес и они, возможно, захотят посетить и постоянную экспозицию ГИМ.
Мы с радостью примем их и там. Я уверен, что они увидят разнообразие культур, цивилизационных процессов, происходивших на территории нашей страны на протяжении многих тысячелетий. Так что посетитель Исторического музея свободен в выборе.
Мы понимаем, что для знакомства со всеми экспонатами музея нужен не один день и не одна неделя. Нужны месяцы, а при более тщательном изучении — годы.
ГИМ — это не просто постоянная экспозиция. В состав музея входит и знаменитый Покровский собор (храм Василия Блаженного), и музей Отечественной войны 1812 г., и «Палаты бояр Романовых». Многие впервые побывали здесь в детстве и, приходя в ГИМ с детьми сейчас, уже совсем иначе воспринимают наш музей. Для кого-то знакомство с коллекциями Исторического музея происходит благодаря регулярному посещению наших выставок. И в этом уникальность нашего музея, потому что его познание человек проносит через всю жизнь.