Международная группа исследователей проводит мониторинг уровня шума в разных участках Балтийского моря. До конца текущего года 40 зондов будут проводить акустические измерения в морских глубинах, и на основе полученных данных будет составлена «звуковая» карта Балтики. Об исследовании сообщает сайт Science and Scholarship in Poland.
Каждая из европейских стран, имеющих выход к Балтийскому морю, установила от 4 до 10 устройств. Зонды размещены у берегов Швеции, Дании, Польши, Германии, Эстонии и Финляндии. К примеру, Польша, разместила пять аппаратов вдоль своей береговой линии. Цель исследования — защитить морских обитателей от подводного шума, возникающего из-за деятельности человека. Проект финансируется Европейским союзом.
Аппаратура размещена на глубине от нескольких до нескольких десятков метров. Максимальная глубина установки составляет 90 метров. Подобное расположение датчиков не случайно. До установки конфигурации, были произведены расчеты, позволяющие уловить максимально возможную информацию по всему бассейну. Устройства начали свою работу еще 1 января, а завершится наблюдение в конце декабря 2014 г. Помимо регистрации подводных шумов, авторы проекта также собирали текущие данные морских транспортных происшествий, так как морские суда являются основным источником искусственного шума в морских глубинах. Они также регистрируют данные о типе и размере судов, их скорости и т.д.
Таким образом, будет получена «картина» шума Балтийского моря протяженностью в один год. Она покажет распределение шума в разных уголках морского бассейна в зависимости от активности морского транспорта. В дополнение к этой карте ученые также выпустят специальную компьютерную программу, которая способна моделировать и оценить с высокой точностью любой возможный уровень шума, производимый имеющимися на сегодняшний день судами.
По словам морского геолога Ярослава Тьеговски (Jarosław Tęgowski) из Гданьского университета (Польша), данное исследование позволит получить приблизительную, но в то же время достоверную информацию в данный момент в данном месте. Он считает, что и карта, и прилагающееся к ней программное обеспечение станут хорошим подспорьем для специалистов в области защиты окружающей среды, ведь с конца Второй мировой войны уровень шума в морях и океанах по всему миру сильно возрос. Это было доказано предварительными исследования, проводившимися ранее.
Морские обитатели очень чувствительны к шуму, и он негативно сказывается на их здоровье, ведь звук под водой распространяется гораздо интенсивнее, чем в воздухе. Более того, многие живые организмы в мутной морской воде ориентируются на слух, используя акустические сигналы, в том числе для поиска пропитания. В этом им помогает способность к гидролокации. Они посылают звуки, которые отражаются от окружающих объектов, например, рыб. Техногенные шумы, могут дезориентировать таких животных, в конечном счете, лишая их питания.
В целом работа по проекту будет продолжаться до 2016 года. Обработка терабайтов информации из морских глубин, продолжительностью один год займет многие месяцы. Но уже сегодня из случайных наблюдений, ученые делают вывод, что уровень шума в Балтике чрезвычайно высок.
Правда, не обошлось и без проблем. С момента начала эксперимента Швеция потеряла два своих зонда, а одно устройство, установленное в Польше, было случайно поймано рыболовецким судном. В результате были потеряны данные одного месяца наблюдений. К счастью, эта ситуация качественно не скажется на окончательных результатах.
К слову, морской трафик за последние десять лет набрал значительные обороты. Научная Россия ранее рассказывала, что объем морских перевозок грузов вырос в разы за последние 10 лет. Другим фактором, оказывающим отрицательное воздействие на морскую флору и фауну, являются скопившиеся в мировом океане сотни тысяч тонн пластика.
Источник фото: 123rf.com