Селфи, live-фото и «выпрыгивающие» из полароида квадратные карточки. Как много нового произошло технологического, но одно осталось неизменным – запечатление момента. Все это – магия фотографии.
Кто первый?
Многие привыкли думать, что отец фотографии – тот самый изобретательный француз Нисефор Ньепс, который даровал миру первый снимок с видом из окна. Но на самом деле фотография стала возможна благодаря открытию двух явлений из совершенно различных естественнонаучных областей — оптического и химического. И произошло это задолго до Ньепса.
Прообразом технического устройства для создания фото принято считать безлинзовую камеру-обскуру. Это светонепроницаемый ящик с крошечным отверстием в одной из сторон. В своих работах его описал Леонардо Да Винчи в 1519 году. Спустя два века устройство стало совершеннее – на месте отверстия появилась линза, а на месте задней стенки – матовое стекло, на которое проецировалось изображение. Но несмотря на это способа сохранить изображение, кроме как отрисовать вручную все еще не было. Этим пользовались еще художники эпохи Возрождения, чтобы облегчить создание эскиза.
Химические превращения
Поиски способа «запечатлеть момент» затянулись на несколько веков вперед. В XVII веке Роберт Бойль описал потемнение хлорида серебра. Ученый был уверен, что это происходит на воздухе, а Анжело Сала заметил, что нитрат серебра темнеет на свету. Еще ближе к успеху был англичанин Томас Веджвуд. Он экспериментировал с солями серебра и получил воспроизводимые результаты по созданию силуэтов предметов, но предотвращать их полное почернение он так и не научился.
Решение задачи принадлежит Ньепсу в 1827 году, который в качестве светочувствительного материала использовал битум, твердеющий на солнце.
Первая успешная фотосъёмка заняла у ученого восемь часов. Для этого изобретатель приспособил проекционный ящик, в котором заменил матовое стекло на светочувствительный материал. Конечно, полученное изображение на покрытой битумом пластине оказалось не только перевёрнутым, но и обращённым зеркально. Но это только пока. Имя Нисефора Ньепса вошло в историю.
Об успехе разработчика вскоре узнал Луи Дагер, специалист по театральным декорациям. Но сотрудничество было недолгим, поэтому Дагер продолжал эксперименты в одиночку. Он сделал два важных открытия: он научился «проявлять» невидимое, или, как говорят, латентное изображение на медной пластине, покрытой хлоридом серебра, парами ртути и «фиксировать» его раствором соли. Такой способ получил название дагеротипия.
В это же время над созданием устойчивого изображения работал англичанин Уильям Фокс Генри Тальбот. В 1839 г. он находит свой способ получения негативного изображения под названием калотипия (в дальнейшем он стал называться тальботипией). Предложенный метод отличатся особым способом подготовки чувствительной бумаги. Процесс доминировал в области создания как портретных, так и архитектурных изображений.
Российский путь
Отечественная история фотографии берет свое начало в первой половине XIX века.
Большой вклад внес фотограф Сергей Левицкий. Он упростил конструкцию фотокамеры, заменив боковые стенки на меха. Теперь аппарат стал компактнее и проще в транспортировке, а потом появились модели, которые помещались в небольшой чемоданчик.
В 1880 году своё слово в развитие фототехники внёс поручик Измайлов, снабдив фотоаппарат системой магазинного ружья. Такое решение помогло быстро менять фотопластинки – магазин умещал 70 пластинок.
Другое важное событие в истории фотографии – создание моментального затвора. И оно произошло в Российской империи. Первые наброски устройства создал фотограф Юрковский из Витебска. Подробное описание затвора было опубликовано в журнале «Фотограф», издававшемся в Санкт-Петербурге.
Продолжение следует
В Америке же развитие фотографии тесно связано с возникновением компании «Kodak», где была разработана желатиновая субстанция, сократившая время экспозиции до сотых долей секунды. Но, чтобы пользоваться такой выдержкой, нужно было совершенствовать фотоаппаратуру, что и происходило в XX веке.
Снимок делался так: сначала нужно было прийти в фотоателье, где в основном использовались крупные модели, хотя существовали и компактные экземпляры. Внутрь устройства помещалась фотопленка. А после проявки снимки оказывались на фотобумаге.
В прошлом столетии было сделано много для развития фотоаппаратуры.
В Германии была основана компания Leica, а также началась борьба за первенство между Nikon и Canon. В России успех имели фотоаппараты «Зоркий», «Зенит» и «Смена».
В середине прошлого века компания Zeiss поместила в одну из зеркальных камер пентапризму. Теперь видоискатель размещался не на верхней панели, а на задней стенке, чтобы фотограф мог держать устройство на уровне глаз. Система и сейчас используется во многих цифровых зеркальных камерах.
Мы живем в новую историю фотографии, которая называется цифровой. Первый цифровой фотоаппатарат, который опередил время, создала компания Sony в 1981 году. А вскоре к производству такой техники подключились почти все гиганты индустрии фотоаппаратов.
Фото на странице и на главной странице сайта: Christian Wiediger / Фотобанк Unsplash