Степан Калмыков. Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

Степан Калмыков. Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»

 

Главный итог Года науки и технологий в том, что ученые становятся для общества звездами и лидерами мнений. Такое заключение сделали модераторы сессии «Почему каждый новый год становится Годом химии?», которая открыла Конгресс молодых ученых в Сочи 8 декабря. Провели сессию вице-президент Российского химического общества член-корреспондент РАН д.х.н. Юлия Горбунова и декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова член-корреспондент РАН д.х.н. Степан Калмыков.

Для Российского химического общества имени Д.И. Менделеева совершенно закономерно, что вслед за Международным годом Периодической таблицы химических элементов в 2019 году 2021 год в России объявлен Годом науки и технологий, в котором химии, вне всякого сомнения, принадлежит главная роль. Ведь все вокруг нас, да и мы сами, «написано» языком химии. Без химии невозможно дать ответы ни на один из современных вызовов человечества, поэтому эта наука должна стать частью культурного багажа каждого человека.

Ведущие эксперты институтов Российской академии наук и МГУ имени М.В. Ломоносова рассказали, как привлечь молодежь в химию, а также повысить уровень химических знаний в обществе.

– На химическом факультете несколько лет назад выступал нобелевский лауреат Дан Шехтман, – поделился воспоминанием Степан Калмыков. – И он рассказал, что организовал у себя в институте химические ясли. И я полностью согласен с таким подходом: если человек с детства погружен в научную картину мира, он и дальше будет двигаться в этом направлении.

– Мне довелось участвовать в цикле лекций «На острие науки», – рассказал о своем опыте заведующий лабораторией интеллектуальной химической робототехники Казанского федерального госуниверситета к.х.н. Тимур Маджидов. – У многих из этих записей больше сотни тысяч просмотров. Это потрясающий успех, который надо развивать. И также я бы хотел отметить акцию «Ученый в школе». Когда я пришел в школу прочитать лекцию старшеклассникам, они смогли по-иному взглянуть на химию – с точки зрения существующих проблем, а не с точки зрения базовых знаний. Это очень мотивирует.

– Важный аспект таких лекций в том, что дети могут увидеть молодые горящие глаза ученых, – отметила Юлия Горбунова. А ведущий научный сотрудник ИФХЭ РАН д.х.н. Александр Мартынов подчеркнул: «Мероприятия уровня "Год науки" доносят мысль о том, что наука – это интересно и нестрашно. К тому же базовые понятия химии очень полезны в быту».

– Важным фактором привлечения молодежи в науку может стать взаимодействие научных коллективов и промышленной индустрии, – поделилась мыслями профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова д.ф.-м.н. Кристина Квашнина. – Например, для постановки прикладных задач или для финансирования аспирантских работ. Прикладной аспект работы почти всегда выглядит привлекательнее фундаментального.

Ведущего ученого поддержали оба модератора:

– Когда студенты приходят ко мне на кафедру в лабораторию радиофармацевтической химии, – рассказал Степан Калмыков, – первое, что они спрашивают – смогут ли они поучаствовать в создании какого-нибудь лекарства? Финансовый и даже карьерный вопрос интересует их только во вторую очередь.

– Наша задача – показать им, что речь идет не только о лекарствах, – добавила Юлия Горбунова. – Лекарство – это то, что лежит на поверхности. А нам нужно сделать очень много важных дел и нужно донести эти задачи до будущих ученых.

Руководитель ФГБУН «ТОП ФИАН», заведующий кафедрой теоретической физики им. Э.В. Шпольского в МПГУ, профессор РАН д.ф.-м.н. Андрей Наумов отметил: «Очень важен аспект подготовки педагогов нового поколения, работающих в связке с учеными и бизнесом».

– Учителя – один из самых больших вызовов, – поддержал мысль Степан Калмыков. – Мы фактически возвращаемся к естествознанию 2.0, когда нельзя быть просто химиком или физиком, не зная смежных наук. Поэтому и возникла проблема переподготовки учителей. Надо поддерживать межпредметные связи – ученые-физики должны поддерживать учителей-химиков и биологов и наоборот.

– Мы знаем уровень детей, уровень родителей, уровень педагогов, – продолжил декан химического факультета МГУ. – В сложившихся условиях часто именно они играют решающую роль в развитии ребенка в ту или иную сторону. И для нас критически важна связь с учителями из маленьких городов и сел. Поэтому мы проводим съезды учителей химии (в том, который состоится в феврале, должны принять участие больше трёх с половиной тысяч человек), регулярно организуем Летние школы учителей химии в МГУ, в последней из которых поучаствовало больше 4,5 тысяч педагогов.

Отметили ученые и важность материально-технической инфраструктуры. В частности, ведущий научный сотрудник химического факультета МГУ к.х.н. Кирилл Напольский отметил необходимость более простой и оперативно работающей системы закупки научного оборудования:

– Химия давно вышла за рамки синтеза в колбе. Без современного научного оборудования научная деятельность оказывается практически парализована, – отметил Кирилл Напольский.

В контексте беседы участники согласились с тем, что такого рода проблемы мешают ученым с открытой душой рассказывать о прелестях своей работы.

– Не менее важно доносить до будущих ученых ценности научного познания, – подчеркнул заведующий лабораторией новых материалов для солнечной энергетики факультета наук о материалах МГУ имени М.В. Ломоносова к.х.н. Алексей Тарасов. – Молодежь должна осознать, что в науке есть неудачи и что это нормально.

Также Алексей Тарасов подчеркнул важность личного общения:

– За этот месяц в Сочи проходит уже второе масштабное очное мероприятие в рамках Года науки и технологий. Хочется отметить важность стараний государства поддержать живое общение ученых, несмотря на ограничения. Ведь это то общение, которое рождает новые смыслы.

Запись сессии:

https://roscongress.org/sessions/kmu-2021-pochemu-kazhdyy-novyy-god-stanovitsya-godom-khimii/

Модераторы:

Горбунова Юлия Германовна, доктор химических наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН, вице-президент РХО имени Д.И. Менделеева.

Калмыков Степан Николаевич, доктор химических наук, профессор РАН, член-корреспондент РАН, декан химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.

Участники:

Кристина Квашнина, профессор химического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор физико-математических наук.

Александр Мартынов, ведущий научный сотрудник ФГБУН «Институт физической химии и электрохимии им. А.Н. Фрумкина Российской академии наук», доктор химических наук.

Андрей Наумов, руководитель ФГБУН «ТОП ФИАН», заведующий отделом ФГБУ «Институт спектроскопии Российской академии наук», заведующий кафедрой теоретической физики им. Э.В. Шпольского МПГУ, профессор РАН, доктор физико-математических наук.

Алексей Тарасов, заведующий лабораторией новых материалов для солнечной энергетики, факультет Науки о материалах МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат химических наук

Тимур Маджидов, КФГУ, заведующий лабораторией интеллектуальной химической робототехники, к.х.н.

Кирилл Напольский, химический факультет МГУ, в.н.с., к.х.н.

 

Источник информации: пресс-служба МГУ

Источник фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»