«Велика была цена Победы для нашей страны! И очень важно сохранить о ней подлинную историческую правду, которую должно помнить наше подрастающего поколение», — заявил на открытии Международного форума «Университеты в годы Великой Отечественной войны: на фронте и в тылу» ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Антонович Садовничий. Форум провели в преддверии празднования 80-летия Великой Победы в стенах Фундаментальной библиотеки МГУ. Более 50 ректоров российских вузов, ректоры из Белоруссии, Узбекистана, Киргизии, Казахстана, Таджикистана, Абхазии, Приднестровья обсудили вклад студентов и преподавателей в укрепление обороны страны и разработку технологий, имевших стратегическое значение для фронта и тыла.
Форум прошел под председательством ректора МГУ, президента Совета ректоров, президента Евразийской ассоциации университетов академика В.А. Садовничего. Со вступительным словом выступила заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Анастасия Борисовна Бондаренко.
«В первые дни после вероломного гитлеровского вторжения все силы советской науки были брошены на борьбу с врагом и на нужды фронта. Перестройка работы в университетах шла в условиях масштабной эвакуации. Только осенью 1941 г. в Москве 49 университетов были эвакуированы вглубь страны, остались работать 27 вузов.<…> В научной деятельности вузов на первый план вышла оборонная тематика — были разработаны тысячи научно-исследовательских тем, востребованные затем в народном хозяйстве мирного времени. Важно отметить, что события Великой Отечественной войны преподали нам бесценные уроки и определенные параллели с современными событиями неизбежны. <…> И сегодня мы не имеем права подвести память героев Великой Отечественной войны. Они приближали победу на фронте и в тылу, и мы, бережно храня историю Великой Победы, должны сделать все для победы сегодня», — отметила А.Б. Бондаренко.
Ректор МГУ В.А. Садовничий рассказал о вкладе в дело Победы главного университета страны, который в 2025 г. празднует 270-летие.
«Московский университет на протяжении всей своей истории жил одной жизнью со своей страной, разделяя ее историческую судьбу. Одно из самых тяжелых испытаний Московский университет пережил в годы Великой Отечественной войны. Профессора, преподаватели и сотрудники, аспиранты и студенты МГУ встали перед лицом новых вызовов», — отметил В.А Садовничий.
Накануне войны в МГУ было 75 кафедр, 66 лабораторий, 11 научно-исследовательских институтов, 4 музея. В МГУ обучались 9 тыс. студентов, профессорско-преподавательский состав насчитывал около 700 человек, работали 16 академиков. И в день начала войны 22 июня 1941 г. в самой большой в университете Коммунистической аудитории собрались несколько сотен человек.
«Все были полны решимости встать на защиту Родины, отдать все силы, а если понадобится, и жизнь во имя победы над врагом. Резолюция собрания гласила: «Комсомольская организация МГУ объявляет себя полностью мобилизованной для выполнения любого задания партии и правительства», — рассказал ректор МГУ.
В первую очередь студенты вышли на патрулирование улиц Москвы для проверки светомаскировки, началось формирование добровольческих отрядов. Около двух тысяч студентов МГУ в первые дни войны ушли на фронт, три тысячи были мобилизованы на строительство оборонительных сооружений. 4 июля 1941 г. началось формирование 12 дивизий московского ополчения. В ряды ополченцев вступили 1065 человек из коллектива МГУ, сформировав основу 8-ой Краснопресненской дивизии, которая своими героическими усилиями задержала наступление фашистов к столице. Почти все погибли.
17 студенток и аспиранток МГУ были отобраны в легендарный авиационный женский полк «Ночные ведьмы». Две девушки погибли, шестерым было присвоено звание Героя Советского Союза. После войны 10 летчиц вернулись в МГУ, четверо из них стали докторами наук, двое — кандидатами наук.
Неоспоримый вклад в Победу внесли ученые МГУ. В конце июня 1941 г. был пересмотрен план научно-исследовательских работ университета.
«Ученый совет предложил законсервировать около 30% тем плана как недостаточно актуальных в условиях военного времени и включить ряд тем, имеющих важное оборонное значение. Научную деятельность в годы войны можно условно разделить на два направления. Во-первых, это модернизация имеющихся и разработка новых образцов военной техники, боеприпасов, снаряжения. Во-вторых, усилия по развитию промышленности и сельского хозяйства страны», — отметил В.А. Садовничий.
Среди выдающихся достижений университетских ученых в военные годы — создание таблиц бомбометания с малых высот при малых скоростях самолетов; разработка математической модели противогаза; решение задачи по оптимальному размещению зенитных батарей вокруг Москвы и защите советских самолетов от разрушающих вибраций — флаттера. Были выработаны рекомендации для производства боеприпасов, в значительной степени упрощающие технологию изготовления артиллерийских снарядов. Было также разработано и внедрено в производство несколько новых видов парашютных конструкций и т.д.
«Особо следует сказать о содружестве университетской науки и медицины в годы войны.<…> Много людей погибало от потери крови, и тогда ученые взялись за дело. Университетскими биологами под руководством профессора Бориса Александровича Кудряшова был разработан препарат тромбин, который обладал свойством за 3–6 сек. свертывать изливающуюся из раны кровь в сгусток и тем самым останавливал кровотечение. Это спасло много жизней», — рассказал ректор МГУ.
Три тысячи студентов, преподавателей и сотрудников МГУ отдали свои жизни за Великую Победу. В память о них перед университетом горит Вечный огонь. За четыре военных года МГУ выпустил более трех тысяч специалистов, было защищено более 400 диссертаций. В апреле 1944 г. впервые были организованы «Ломоносовские чтения», ставшие значимой традицией МГУ.
В годы Великой Отечественной войны не прекращал свою работу и Московский государственный педагогический институт им. В.И. Ленина (ныне — Московский государственный педагогиечский университет). Ректор МПГУ Алексей Владимирович Лубков отметил в своем выступлении важность работы по реорганизации системы образования, которая была проведена накануне войны и позволила воспитать поколение победителей.
«Перед войной было сделано немало, чтобы повернуть нашу систему образования — как высшей школы, так и средней — к ценностям патриотизма и державности. Вы знаете, что в 1920-е — начале 1930-х гг. во главе образования стояли люди, которые исповедовали противоположные взгляды — космополитизм и национальный нигилизм. И потребовалась воля и силы руководства страны, чтобы повернуть все вспять. В этом большую роль сыграл наш кинематограф, были восстановлены исторические факультеты, написан первый учебник по истории СССР», — отметил в своем выступлении А.В. Лубков.
Тема исторического образования молодого поколения звучала рефреном в выступлениях ректоров из разных стран. Говорили о том, как важно наполнять объемным и качественным содержанием памятные и патриотические мероприятия, которые проводятся сегодня в образовательных учреждениях. Напомним, что международный форум «Университеты в годы Великой Отечественной войны: на фронте и в тылу» прошел в рамках Года защитника Отечества и явился одним из ключевых мероприятий, призванных сохранить общую историческую память народов-победителей.