Беседа с Марией Калининой, доктором химических наук, ведущим научным сотрудником Института физической химии и электрохимии имени Фрумкина, профессором РАН.
– Мария, помимо того, что вы занимаетесь научной работой, недавно организовали в своем институте великолепный научно-популярный фестиваль. Расскажите об этом, пожалуйста.
– Да, мы провели такое мероприятие впервые в академии. Отчасти наш ФизХимФест напоминал формат тех мероприятий, которые проводят в «Сириусе» для школьников, но не повторял его. Мы сделали это для того, чтобы отметить юбилей нашего института с размахом, причем, таким, который соответствовал бы Году Периодической таблицы и Году Химии. Наш институт – один из самых закрытых химических институтов академии. И впервые за 90 лет своего существования институт открыл двери для всех желающих. Кто хотел, мог прийти. Мы пригласили сюда школьников, их преподавателей и просто людей, которые интересуются наукой.
– В каком формате проходил фестиваль?
– В формате двух одновременных событий. Это физико-химический интерактивный квест для школьников, который организовала молодежь нашего института. Ребята сделали шесть интерактивных станций, которые представляли научные направления института, наши последние достижения и при этом позволяли школьникам познакомиться ближе с теми направлениями химической науки, которые в школьной программе, как правило, не затрагиваются. То есть ребята узнали много нового и о радиохимии, и о том, как создают антикоррозионные покрытия, что это такое, для чего они нужны; что такое супергидрофобные покрытия и как коллоидная химия и физическая химия поверхностей решают эти задачи. Также мы наглядно показали им, что такое супрамолекулярная химия, за что были дважды выдвинуты Нобелевские премии в этой области, что такое молекулярные машины и фотовольтаика. Важно, что все эти достижения представляли молодые ученые, которые работают в институте. Именно они с ребятами и занимались.
Параллельно для тех команд, которые в этот момент в квесте не участвовали, и для всех желающих шел научно-популярный лекторий, на котором читали лекции наиболее выдающиеся ученые нашего института. Мы постарались программу составить таким образом, чтобы она максимально широко отражала все тематики института, показывала наиболее актуальные направления исследований и отражала самые важные проблемы в современной физической и коллоидной химии. Понятно, что эти лекции должны были проходить в таком формате, чтобы быть интересными даже неподготовленному слушателю.
При этом у нас в лектории работал буфет – тоже необычный формат проведения лекций. Мы так его и назвали «буфет-лекторий», то есть люди, как в театре в антракте, могли прийти и что-то поесть. Поэтому можно было провести в институте целый день.
– В буфете была какая-то особенная еда? Химическая, молекулярная?
– Нет, до молекулярной кухни мы пока не дошли, но я надеюсь, что все еще впереди. Еда была обычная. Зато у нас был химический бар в холле, где все желающие могли попробовать необычно окрашенные коктейли, с необычными вкусами, приготовление которых подразумевало химический антураж и химическую посуду.
– Но все съедобное?
– Конечно, всё это можно было пить. Никто не отравился.
– Сколько народу вы собрали?
– Пришло почти 150 человек: и школьников, и педагогов, и просто интересующихся. Надо сказать, для нашего института это довольно много, потому что главный корпус у нас небольшой несмотря на то, что институт – самый крупный химический институт академии, просто мы рассредоточены по разным корпусам. Люди приехали даже из Санкт-Петербурга специально на это мероприятие. Из области также приехали ребята – из Жуковского, из Обнинска, из других городов, не пожалев своего времени. Это очень приятно, видеть, что интерес к академической науке у молодого поколения настолько велик, и насколько можно судить по отзывам, которые мы получили, всем на ФизХимФесте очень понравилось. Некоторые, например, приходили семьями, с детьми. Это была не просто развлекательная научно-популярная акция. Она носила образовательный характер, и информация, которую школьники получали таким образом, по уверениям педагогов, усваивалась гораздо лучше. Все просят еще.
– Еще бы!
– Поэтому мы с нашей молодежной институтской командой решили, что будем развивать ФизХимФест. Наверное, стоит продолжать не только в стенах института. Возможно, это будут своеобразные гастроли по школам в Подмосковье, в некоторых близлежащих городах – в зависимости от договоренности с региональными структурами. Если они будут заинтересованы в этом, то мы с удовольствием приедем и проведем аналогичное мероприятие.
– Вы сказали, что были квесты для школьников. Каков уровень их подготовки, на ваш взгляд?
– Уровень школьников был самый разный, но вообще все ребята, которые пришли, очевидно, интересуются химией. Сам квест был посвящен Периодической таблице и Дмитрию Ивановичу Менделееву, и ребята должны были отвечать на вопросы, чтобы переходить от станции к станции. Все справились. Все ребята замечательные, но совершенно неизгладимое впечатление на нас произвел один 11-летний посетитель. Это какой-то гениальный ребенок, просто вундеркинд. Мальчик хочет быть геологом, как он нам сказал, и при этом прекрасно разбирается в химии – я бы сказала, на уровне школьника 10-11-го класса, причем, хороших школ, в которых есть специализированное химическое образование. В целом никому не было скучно, никто не страдал и не смотрел в телефон.
– Мария, вы сказали, что институт закрытый, и для вас это некий совершенно новый шаг – открыть двери. Не было страшно, что увидят, сфотографируют, выложат что-то такое, чего нельзя?
– Мы следили за этим. Мы тщательно продумали маршрут, расположение станций. У нас, помимо самого квеста, были проведены и две экскурсии по институту для посетителей лектория и они не совпадали с квестовым маршрутом. В общем-то, мы просто огородили специальной сигнальной лентой те зоны, в которые посетителям нельзя было заходить, и организовали дежурство. Пришли люди приличные, которые прекрасно понимали, где они оказались, поэтому у нас вообще не было никаких проблем. Честно говоря, мы и сами не ожидали, что всё пройдет настолько легко и для посетителей, и для нас всех. Что называется, как по маслу. Оказалось, что все – и команда фестиваля, и посетители, – образовали единую команду, которая вместе это событие и провела.
– А самый младший посетитель какого был возраста?
– Самый младший посетитель – это ребенок нашего сотрудника, и ему было 10. Для таких детей у нас была отдельная команда. Понятно, что они не могли решать те же задачи, которые мы ставили старшеклассникам. Но эта команда вызвала наибольший восторг у всех операторов станций. У ребят горели глаза, они реагировали на все происходящее с детской непосредственностью. То, как ребенок может высказать свое радостное изумление, глядя на какой-то научных объект, – это лучшая награда для тех, кто все это устраивает.
– Мария, наверняка вам хватает работы в институте. Зачем вам эти фестивали? Это же не только радость, но и головная боль.
– Мы хотим показать, что химия – это интересно. Причем не просто на уровне школьной парты или вузовской кафедры – это интересно в академическом институте. Мы надеемся, что эти ребята, зарядившись атмосферой научного творчества, ещё не раз придут к нам в институт, а кто-то наверняка вернется, чтобы здесь проходить практику и работать. Талантливая, мотивированная молодежь нам всегда нужна.