Создание уникальных, конкурентоспособных технологий, призванных обеспечить экономическую независимость России, – дело молодых умов. И крайне важно сотрудничество начинающих ученых, ведь именно в совместном общении, своеобразном «мозговом штурме», порой рождаются самые смелые идеи. С этой целью Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») посетила делегация НИИ механики и отделения механики механико-математического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова.
Основной задачей встречи, прошедшей в памятную дату – 120-летие со дня рождения советского летчика-испытателя, Героя Советского Союза В.П. Чкалова (2 февраля), стали обмен опытом, кооперация и вопросы развития совместных исследований и разработок.
В рамках мероприятия состоялся научно-технический семинар. Молодые специалисты ЦАГИ рассказали о перспективных разработках института. Среди них – технологии снижения аэродинамического сопротивления летательных аппаратов, такие как ламинаризация обтекания с использованием отсоса пограничного слоя; методы отработки статической прочности планера магистрального самолета, моделирования динамического нагружения фюзеляжа и др. Научный сотрудник ФАУ «ЦАГИ», председатель Совета молодых ученых и специалистов ЦАГИ Олег Виноградов познакомил коллег с направлениями общественной молодежной деятельности, которая включает проведение конкурса «Будущее ЦАГИ», фестиваля «Наука и творчество», ежегодного концерта «Крылья науки», кибертурниров и др.
В свою очередь, ученые МГУ имени М.В. Ломоносова выступили с докладами о работах НИИ механики в области аэро- и гидроупругости, аэромеханики и волновой динамики, теплофизики, спортивной аэродинамики. Интересно, что в советские годы в НИИ механики МГУ проводились аэродинамические исследования боба для бобслея, а сегодня осуществляются продувки спортсменов в аэротрубе, моделирующие фазу полета в прыжках на лыжах с трамплина, благодаря чему хорошо развивается мышечная память. Подобные эксперименты осуществлялись и в центре авиационной науки: в прошлом в первой дозвуковой аэродинамической трубе ЦАГИ исследовался лыжник-прыгун с трамплина в постромках. Из других незаурядных объектов испытаний – автомобиль «Запорожец», планирующий парашют и др. В ходе дискуссии представители ЦАГИ и МГУ нашли много точек соприкосновения в таких темах, как проблема флаттера различных конструкций, динамический расчет аварийной посадки вертолета на воду и др.
Делегация также посетила экспериментальные установки института: дозвуковую, трансзвуковую и вертикальную аэродинамические трубы, пилотажные стенды – и побывала в Демонстрационном центре.
«Это уже второй визит ребят из МГУ в ЦАГИ. Подобные мероприятия очень важны для обмена опытом, знаниями и развития кооперации между молодыми учеными и специалистами. Ведь здесь, в центре авиационной науки, можно увидеть своими глазами уникальные установки, узнать много важных моментов и получить из первых уст ответы на волнующие вопросы. Совместно с сектором по молодежной политике управления персоналом мы проводим аналогичные встречи и с представителями других вузов и предприятий», – отметил начальник отдела ФАУ «ЦАГИ», руководитель научно-технического направления СМУиС и научно-технической комиссии первичной профсоюзной общественной организации института, кандидат физико-математических наук Иван Амелюшкин.
«Основная задача нашей сегодняшней поездки – познакомиться с ЦАГИ, наладить научное взаимодействие между молодыми учеными. В НИИ механики МГУ также имеется большой комплекс аэро- и гидродинамических установок, уверен, что мы найдем общие интересы по ряду перспективных направлений в области аэродинамики и прочности летательных аппаратов», – сказал ведущий научный сотрудник НИИ механики МГУ, член-корреспондент РАН Андрей Афанасьев.
ЦАГИ и МГУ имени М.В. Ломоносова сотрудничают по ряду научных направлений. В частности, это взаимодействие в рамках деятельности научного центра мирового уровня «Сверхзвук». Осенью прошлого года институт и вуз представили на Всероссийском фестивале НАУКА 0+ совместную разработку – стенд, демонстрирующий особенности системы управления сверхзвукового пассажирского самолета и его «темной» (без остекления) кабины.
Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ