24 года на службе авиации – первый серийный реактивный пассажирский самолет Ту-104 впервые поднялся в воздух 17 июня 1955-го года. На основе дальнего бомбардировщика Ту-16 харьковский, омский и казанский авиазаводы выпустили до 1960-го года 201 модель нового пассажирского лайнера. От хорошо освоенного бомбардировщика Ту-16 взяли крыло, силовую установку, оперение и шасси. Новым сделали фюзеляж – он стал значительно шире и полностью герметизированный.
Именно после ввода Ту-104 началась эра воздушных пассажирских перевозок в том виде, который знаком сегодня. В самолетах вырос уровень комфорта: мягкие анатомические кресла, горячее питание и прохладительные напитки, инструктаж по безопасности от экипажа самолета перед взлетом.
Уже в 1956-м году Никита Хрущев решил отправиться в Лондон именно на Ту-104, несмотря на то, что проект еще не был доведен до конца. Советский авиалайнер стал революцией в самолетостроении и обогнал основных конкурентов: британскую «Комету» и французский лайнер «Каравелла». На следующий день после прилета Никиты Хрущева в Лондон, в британскую столицу прилетел и второй борт Ту-104, уже с другим номером. Газеты писали, что это один и тот же опытный самолет с переписанными номерами. Тогда главный конструктор Туполев распорядился отправить в Лондон сразу три самолета, чтобы доказать его серийность.
Через три года после первого полета Ту-104 случилась первая катастрофа – 64 человека погибли под Хабаровском: самолет потерял управление. А уже через 2 месяца после этой катастрофы случилась очередная – под городом Канаш в Чувашии, тоже из-за потери управления и сваливания в штопор на высоте в 13 километров погибли 80 человек. Есть информация, что эти аварии – последствия «авиационной гонки», когда Ту-104 поставили в серию до прохождения всех испытаний.
Самолет постоянно обновляли, всего было 22 проекта модификации Ту-104, если считать те, что не были реализованы. Один из успешных проектов – это летающая лаборатория Ту-104АК. Ее создали для подготовки космонавтов: на борту создавались искусственные условия невесомости при манёвре «горка» в течение 25 секунд. Было выпущено 3 самолета, на которых создавали условия невесомости, в этих лабораториях отрабатывали операции по выходу в открытый космос, электросварочный аппарат института имени Е.О. Патона, устройства раскрытия телевизионной антенны спутника связи, а также шасси Лунохода-1.
Самолеты Ту-104, несмотря на аварии, активно использовали до 1976-го года. За всю историю 37 машин, почти пятая часть от всех выпущенных, потерпели серьезные аварии. А после катастрофы в марте 1979-го года Министерство гражданской авиации СССР выпустило приказ о снятии самолетов с гражданских рейсов. В последний раз самолёт Ту-104 поднялся в воздух 1 ноября 1986 года: одну из сохранившихся машин на вечную стоянку в Ульяновский музей гражданской авиации.
Фото: Кен Филдинг / flickr.com
По материалам aviamuseum.com.ua bigpicture.ru