Ключевой фигурой в истории первого шотландского университета стал преподобный Генри Уордлоу, доктор канонического права. Свою ученую степень он получил в Сорбонне, а затем стал епископом Сент-Эндрюса. Там он столкнулся с тем, что у местных клириков не было образования. И тогда для их обучения и распространения просвещения 27 февраля 1411 года он создает первый колледж в Сент-Эндрюсе. Спустя год, заручившись поддержкой шотландского короля Якова I, Уордлоу обращается к папе Бенедикту XIII с просьбой признать за колледжем статус университета. Объяснение было таким: шотландские клирики, «желая быть наставляемыми в теологии, каноническом и гражданском праве, медицине и свободных искусствах», боятся «морских и сухопутных опасностей, войн, плена и прочих препятствий на пути в заморские университеты».
Бенедикт XIII поддержал инициативу, потому что был «авиньонским папой», которые выдвигаются королями Франции. А в Риме наоборот, избирали своих пап, объявлявших авиньонских «антипапами». Короли Шотландии, будучи союзниками Франции, таких пап признавали, поэтому Бенедикт XIII не отказал шотландцам. Спустя еще один год, в 1413 году, в честь признания за колледжем статуса университета состоялись торжественные шествия с молебнами.
Будучи выходцем Сорбонны, Уордлоу организовал обучение подобно своей альма-матер. Там царила классическая болонская система: сначала «тривиум», потом «квадриум», весь курс занимал семь лет. Епископ назначал профессоров. Первые из них работали безвозмездно и в прошлом были клириками, которые согласились обучать студентов теологии, каноническому праву и философии. Обучение было бесплатным, а принимали туда с 14 лет, как правило после окончания монастырской школы. Преподавание велось на латыни, поэтому знание языка была требованием при отборе.
Поскольку создание университета преследовало цель – ликвидацию безграмотности среди клириков, то и готовили там исключительно священников. Студенты изучали основы математики, астрономии Птолемея (чтобы умели вычислить Пасху), грамматики и географии, а также музыкальные навыки, достаточные для ведения богослужения. Свои исследовательские способности студенты могли развивать лишь в процессе изучения теологии и философии, главным образом во время схоластических диспутов, которые к тому же служили еще и уроками ораторского искусства. Никаких других гуманитарных наук, не говоря уже о естественных, в Сент-Эндрюсе вплоть до XVII века не преподавали.
Своему бурному развитию университет обязан поддержке шотландских королей. Среди мер поддержки – освобождение от податей.
Дальнейшее развитие университета связано с идеями реформации, которые стимулировали его развитие: был повышен уровень преподавания и стали открываться новые кафедры.
Сейчас Сент-Эндрюс, несмотря на некоторый аристократизм и элитарность, остается демократическим учебным заведением, где большую роль играет студенческое самоуправление.
Фото на странице: Connor Mollison / Фотобанк Unsplash