Английские и японские ученые изучали электрическую активность мозга у 11-месячных малышей для того, чтобы выявить механизм развития речи. Результаты их исследования опубликованы в журнале Cortex.
Важнейший вопрос для ученых, занимающихся развитием языка, заключается в том, каким образом люди еще в самом раннем возрасте начинают придавать тем или иным словам вполне конкретный смысл. Международный коллектив ученых, в центре которого были исследователи из Уорикского университета (Warwick University), изучили группу 11-месячных малышей, как раз только начинавших произносить первые слова. Детям показывали круглые или остроконечные предметы и при этом говорили неизвестные им слова moma или kipi. Очень быстро те начали ассоциировать слово moma с круглой формой, а kipi с остроконечной. При этом с помощью электроэнцефалограммы измерялась активность мозга малышей.
Оказалось, что, если им показывали предмет и произносили при этом «правильное» слово, то осцилляторная активность мозга возрастала, то есть они учились сопоставлять слово и образ. При этом, если произносилось «правильное» слово, то связи между различными частями мозга не были слишком напряженными, если же слово оказывалось «неправильным», то эти связи резко напрягались, особенно в левом полушарии, где как раз и формируется речь. Дети явно пытались разобраться в том, что происходит — почему им показывают один предмет, а называют его другим словом.
Отсюда ученые сделали вывод, что наш мозг изначально запрограммирован на соединение визуальных и звуковых образов, что и помогает формированию человеческой речи.