В Институте ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН (ИЯФ СО РАН) прошло очередное заседание научно-координационного совета Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (НКС ЦКП «СКИФ»). По итогам мероприятия члены НКС рекомендовали создание научного (Scientific Advisory Committee, SAC) и ускорительного (Machine Advisory Committee, MAC) комитетов при ЦКП «СКИФ». В подобные комитеты входят признанные мировые эксперты, задача которых – консультировать руководителей проекта при научно-техническом проектировании и эксплуатации будущего исследовательского объекта.

ЦКП «СКИФ» – генеральный проектировщик АО «ЦПТИ

ЦКП "СКИФ" – генеральный проектировщик АО "ЦПТИ"

«Мировая практика предполагает создание при проектах класса мегасайенс, таких как ЦКП «СКИФ», специальных комитетов – ускорительного (MAC, Machine Advisory Committee) и научного (Scientific Advisory Committee, SAC), – пояснил руководитель проектного офиса ЦКП «СКИФ», заместитель директора по научной работе ИЯФ СО РАН Евгений Левичев. – В рамках международной конференции Synchrotron and Free electron laser Radiation, прошедшей в июле 2020 г., мы пригласили группу экспертов высокого класса, для которых в последний день SFR-2020 организовали сессию по ЦКП «СКИФ». На сессии мы представили ряд обзорных докладов по статусу проекта, созданию ускорителя, сверхпроводящих вигглеров и ондуляторов, пользовательских станций и инженерной инфраструктуры. После этого международные специалисты дали экспертную оценку проекту по ускорительной и научной части».

Предполагается, что в ускорительную группу экспертов войдут консультант проектов MAX IV (Швеция) и ESRF (Франция) профессор Дитер Айнфельд (Prof. Dieter Einfeld), директор ускорительного комплекса синхротрона MAX IV Педро Таварис (Dr. Pedro Tavares), один из создателей источника СИ «КИСИ-Курчатов» (НИЦ «Курчатовский институт») доктор физико-математических наук Владимир Корчуганов и др.

«Эксперты отметили, что в силу сжатых сроков реализации очень важна правильная структура управления проектом, четкое планирование, – уточнил детали Евгений Левичев. – Также необходимо как можно раньше начать формировать «команду эксплуатации», которая будет участвовать в создании и запуске комплекса и в дальнейшем работать на нем. Также эксперты отметили, что полезным будет установить кооперацию с зарубежными партнерами по изготовлению некоторых компонентов для ЦКП «СКИФ»».

По словам помощника директора ИЯФ СО РАН по перспективным проектам, кандидата физико-математических наук Якова Ракшуна, также на SFR-2020 эксперты дали свою оценку проектам экспериментальных станций ЦКП «СКИФ».

«Группа международных советников по пользовательской инфраструктуре ЦКП «СКИФ» состояла из представителей ESRF, MAX IV, XFEL, а также специалистов, имеющих большой опыт создания экспериментальных станций в жестком и в мягком рентгеновском диапазонах; работы в аналогичных комитетах, – пояснил Яков Ракшун. – Эксперты отметили удачный выбор первых шести экспериментальных станций, рекомендовали четче выделить направления исследований, в которых предложенные решения позволят достичь мирового лидерства, и настоятельно советовали организовать рабочие группы по каждой экспериментальной станции (Beamline advisory group, BAG)».

По словам Евгения Левичева и Якова Ракшуна, общей рекомендацией по ускорительному и пользовательскому направлениям было создание локальных, то есть собирающихся в Новосибирске, комитетов, которые с определенной периодичностью будут осуществлять международную экспертизу. Решение об их создании и было одобрено на заседании НКС ЦКП «СКИФ», прошедшем в ИЯФ СО РАН.

Проект ЦКП «СКИФ» создается в рамках национального проекта «Наука» с целью реализации современной отечественной сети источников синхротронного излучения нового поколения в России и является флагманом программы развития Новосибирского научного центра, известной как «Академгородок 2.0». ЦКП «СКИФ» – это центр коллективного пользования, который будет включать в себя не только ускорительный комплекс, но и развитую пользовательскую инфраструктуру: экспериментальные станции и лабораторный комплекс. Создание источника СИ планируется завершить в 2023 г., что позволит начать проведение научных исследований уже в 2024 г. Ориентировочная стоимость проекта оценивается в 37,1 млрд руб.

Проектирует объект мегасайенс ЦКП «СКИФ» Центральный проектно-технологический институт (АО «ЦПТИ», входит в Топливную компанию Росатома «ТВЭЛ»). Получение АО «ЦПТИ» заключений Государственной экологической экспертизы и Главной Государственной экспертизы на проектную документацию и инженерные изыскания состоится в 2021 году.

 

Информация и фото предоставлены пресс-службой ИЯФ СО РАН