Почти 82 километра за девять часов – из залива Лимон, через шлюзы в озеро Гатун, мимо острова Барро Колорадо, канал Гайяр и три выходных шлюза в Панамский залив. Это альтернатива пути из Атлантического в Тихий океан мимо южноамериканских стран через море Скоша. Панамский канал соединяет два крупнейших океана больше ста лет. Официально его открыли 12 июня 1920 года.
«Что Бог соединил, человек разъединить не может» - по религиозным соображениям от строительства канала отказался король Испании Филипп II в XVI веке. Уже тогда возникла идея соединить два океана и сократить путь в разы. Интерес к строительству канала вновь появился с развитием международной торговли в начале XIX века, а первая попытка прокопать дорогу для судов отмечена в 1879-м году.
Первый проект подразумевал канал на уровне моря - выбирать землю на десятки метров в глубину оказалось очень дорого. К 1888-му году на строительство канала потратили 300 миллионов долларов, что вдвое больше запланированной суммы, а выполнили только треть работ. Одной из сложностей стали болезни – малярия и желтая лихорадка: есть информация, что за время первой попытки строительства канала от заболеваний погибли до 20 000 рабочих. К работам вернулись только после 1900-го года, когда было доказано, что желтая лихорадка переносится комарами.
«Всеобщую компанию межокеанского канала», которая занималась строительством на первом этапе, ту самую, которая потратила двойную от запланированной суммы и построила только третью часть проекта, распустили в 1889-м году. Дело о финансовом крахе передали суду, тогда же и обнаружили коррупционную схему в отношении парламентов, правительств и прессы. Выяснилось, что разрешения давали на откровенно противозаконные действия, которые разорили мелких вкладчиков, а пресса говорила только то, что от нее хотели слышать. Именно от этого этапа строительства Панамского канала пошло слово «панама» в значении мошенничества в крупнейших масштабах.
К строительству приступили американцы. Зная, как предотвратить вспышки малярии и лихорадки, строительство начали с экспедиции, которая вырубала кустарники и деревья, осушала болота и выжигала траву, чтобы уничтожить комаров там, где проходит Панамский канал.
Утром 13 октября 1913 года в Белом доме собрались гости. 4000 километров кабеля от резиденции президента до Панамского канала связывали золоченую кнопку и двадцать тонн динамита: взрыв разрушил последнюю преграду, которая соединяла Атлантический и Тихий океаны. В 1914-м году по каналу прошел первый пароход, но большой оползень помешал открыть массовый путь – официальное открытие произошло только в 1920-м.
Шлюзы Панамского канала поднимают и спускают воду почти на 30 метров – настолько уровень воды в нем отличается от уровня Мирового океана. Со стороны Атлантического океана трёхкамерный шлюз «Gatun» соединяет бухту Лимон с озером Гатун. Со стороны Тихого океана двухкамерный шлюз «Miraflores» и однокамерный шлюз «Pedro Miguel» соединяют Панамскую бухту с руслом канала. Их ширина – 33,5 метра – есть понятие «Панамакс»: стандарт размера судов, которые могут пройти через старые исторические шлюзы Панамского канала.
В 2016 году канал расширили и ввели новый стандарт «Новый Панамакс», который позволяет проходить через канал более крупным судам. Их максимальные габариты – 366 метров в длину, 49 в ширину, 58 в высоту (канал пересекают два моста), а осадка не должна превышать 15,2 метра. Суда, которые превышают эти габариты, для прохода из океана в океан все еще вынуждены обходить Латинскую Америку.
Фото на главной странице: Stan Shebs / wikimedia.org