Правильнее говорить не об овладении чтением, а об овладении грамотой. Дети одновременно учатся писать и читать. Легче всего изобразить буквы А и О. Буква А часто встречается и есть во многих именах и в словах «мама» и «папа». О — это круг, и его трудно испортить, потому что круговые движения совершать довольно легко. Какой бы неровный круг ни нарисовал малыш, все равно получается О. Эти буквы ребенок находит в словах уже в двухлетнем возрасте, а кроме них — буквы М, П и те, из которых складывается его имя (особенно если он ходит в детский сад и вещи подписаны). Некоторые родители подсказывают: «М — заборчик, П — воротца, З — змея». Конечно, цифры часто тоже становятся осваиваемыми знаками, но тут принцип другой: один знак соответствует абстрактному множеству. Вывески, на которых короткие слова напечатаны крупными буквами, также легко опознаются по некоторым понятным ребенку признакам (например, по наличию нескольких букв А или по цвету, а в целом ребенок читает слово). Дальше начинается разнообразие путей: одни дети довольно быстро привыкают разбирать слова, другие долго возятся с овладением буквами. Например, буквы не собираются из частей: полуовал, две черточки — это Б, а как соединить их в единый стандартный образ — загадка. Вроде бы все на месте, а результат не тот: части в беспорядке, одна черточка слишком длинная, другая слишком короткая, на всякий случай рисуется еще одна под углом... Иными словами, требуется время, чтобы ребенок рисовал букву именно так, как положено, не переворачивая ни зеркально, ни вверх ногами. Образы печатной, прописной и строчной букв, помещенных на кубиках, находящихся в магнитной азбуке, написанных от руки, а возможно, из разных шрифтовых гарнитур, должны соединиться в сознании (графема и аллографы).
Все методисты рекомендуют называть букву только одним звуком (без призвука), не давая ей названия, чтобы легче было соединять звуки в слоги. Существенный момент в овладении чтением: ребенок буквально вдруг догадывается, что два звука соединяются в слог и произносятся слитно (М+А=МА). Это самый простой случай, но на нем строится все остальное: соединение большего числа букв в слог, нескольких слогов в слово, оглушение и озвончение, смягчение согласных, редукция (сокращение) гласных. На каждый шаг уходит определенное количество времени. Последние этапы преодолеваются тогда, когда за буквами и слогами ребенок начинает видеть целостное слово и догадывается, как произнести его целиком (ошибки в ударении преследуют нас до конца жизни). Не обойтись без исключений, таких как «солнце» и «лестница». В случае, когда осваивается первый язык, обучение грамоте на языках с прозрачными алфавитами (звук и буква соотносятся почти взаимно однозначно) занимает около полугода, обучение русской грамоте — около года, обучение французской — в среднем полтора, английской — около двух лет. В русском языке важно деление на слоги, в английском — целостное видение слова. Изучение иероглифических алфавитов может занять несколько лет. Обучение грамоте на втором языке всегда происходит легче и быстрее, чем на первом, потому что сам принцип сочетания знаков в слова уже усвоен.
Подробнее об этапах овладения грамотой, закономерностях работы мозга и эффективных способах обучения чтению можно прочитать тут.