9 марта исполняется 90 лет со дня рождения Юрия Гагарина – человека, открывшего нам путь в космическое пространство. Это эпохальное достижение стало возможным в том числе благодаря специалистам Центрального аэрогидродинамического института имени профессора Н.Е. Жуковского (ЦАГИ, входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского»).
Легендарная фраза «Поехали!», которая дала старт полету корабля «Восток-1», «родилась» еще во время тренировок – ее произносил своим ученикам-космонавтам Марк Галлай – летчик-испытатель, Герой Советского Союза, перед Великой Отечественной войной работавший в ЦАГИ. После серии исследований и испытаний виток вокруг Земли длиной в 108 минут проложил человечеству дорогу за пределы атмосферы.
Создание космических аппаратов «Восток», «Союз», «Венера», «Марс», работа по программам «Спираль», «Энергия–Буран», ракетному комплексу «Ангара», ракете-носителю «Протон-М» – в этих и других легендарных объектах техники нашел свое отражение научный потенциал ЦАГИ, что укрепило его роль центра не только авиационных, но и космических исследований. С момента, как была поставлена масштабная цель освоения космоса, институт был задействован в работах по ключевым проектам в этой сфере. Среди них и космический корабль «Восток-1», созданием которого занималось ОКБ С.П. Королева – академика АН СССР, великого ученого, начинавшего свой профессиональный путь в институте в 1930-е годы.
По замыслу конструкторов «Восток» был задуман в виде сферы – но и эта, по сути, простейшая форма, потребовала серьезных научных исследований. Перед учеными возникли непростые задачи по направлениям аэродинамики и динамики полета. Специалисты ЦАГИ занимались изучением нагрузок и сил, действовавших на аппарат во всем диапазоне чисел Маха по траектории баллистического входа в атмосферу, а также сформировали банк данных по тепловым потокам.
Работы по программе «Восток» пополнили экспериментальную базу ЦАГИ: для исследований характеристик космического корабля при гиперзвуковых скоростях полета была введена в строй уникальная аэробаллистическая установка. В нее помещалась модель, которая «выстреливалась» навстречу сверхзвуковому потоку. В результате ее относительная скорость становилась гиперзвуковой. Новый объект экспериментальной базы позволил исследовать те явления, изучение которых ранее было недоступно для ученых. Так, были получены данные о картине обтекания корабля «Восток-1» и коэффициент аэродинамического сопротивления аппарата. В результате специалистам удалось определить траекторию спуска аппарата в атмосфере и точку его приземления.
В работе по программе создания корабля «Восток-1» участвовали ведущие ученые ЦАГИ. Так, за создание аэробаллистической установки Александр Красильщиков и Леонид Гурьяшкин стали обладателями Государственной премии СССР. Свой вклад в этот проект внес и будущий член-корреспондент РАН Василий Ярошевский, занимавшийся в дальнейшем исследованиями космического самолета «Буран».
Полет Юрия Гагарина в космос – важная страница не только в истории нашей страны, но и в летописи ЦАГИ. Увековечить память о человеке, впервые побывавшем в безвоздушном пространстве, призвана выставка в Демонстрационном центре ЦАГИ. К юбилею со дня рождения космонавта здесь открыта историко-документальная экспозиция «Юрий Гагарин. Полет продолжается». Посетители смогут увидеть серию оригинальных фотоплакатов, выпущенных к 30-летию первого полета человека в космос Ассоциацией музеев космонавтики России.
Также Демонстрационный центр ЦАГИ присоединился к международному проекту «Земная орбита Юрия Гагарина», в рамках которого 4 марта стартовал автопробег по городам России. Организаторами выступают Ассоциация музеев космонавтики России и Фонд содействия авиации «Русские витязи». В ходе акции в музеях и на выставочных площадках проводятся встречи с представителями космической отрасли, лекции, викторины и другие познавательные мероприятия. Автопробег начался в Москве у Музея космонавтики, а 6 марта участники посетили Демонстрационный центр ЦАГИ.
Источник информации и фото: пресс-служба ЦАГИ