Новосибирск на десятирублевой купюре, Пятигорск на пятисотке, Нижний Новгород на тысяче и Екатеринбург на пятитысячной. А на оборотной стороне пятидесятирублевок и соток появятся достопримечательности Северо-Западного и Центрального федерального округов. Банк России объявил, что за четыре-пять лет введет на рынок обновленные купюры: поэтапно, с 2022-го года по 2025-й включительно.
В оборот выпустят шесть обновленных купюр: 10, 50, 100, 500, 1000 и 5000 рублей. Выпущенные в 2017-м купюры номиналом в 200 и 2000 пока трогать не планируют. На новых банкнотах подправят дизайн и добавят средства защиты – комплекс безопасности не меняли последние десять лет. Обновленные деньги полностью заменят существующие только после 2030-го, ближайшее десятилетие в ходу будут и привычные, и модернизированные купюры.
Вспоминаем историю бумажных денег в России.
Первые ассигнации
Не хватало серебра и телег: семилетняя война истощила запас монет в благородном металле, а подати, собранные с тысячи человек, в разные годы весили от 700 килограммов до тонны – за сбором налогов отправляли целые экспедиции. Во второй половине XVIII века Петр III подписал указ о выпуске ассигнаций номиналом в 10, 50, 100, 500 и 1000 рублей на общую сумму в 5 млн рублей. Идея появилась в середине 1762-го года и сразу заглохла: 5 июня Петр Федорович подписал указ, а через месяц его свергла Екатерина II. К идее о бумажных деньгах она вернулась только в 1769-м году.
«Объявителю сей государственной ассигнацiи платитъ Ассигнацiонный банкъ двадцать пять рублей ходячею монетою», – номинал первых ассигнаций менялся только надписью на желтоватой бумаге. 25, 50, 75 и 100 рублей – особенно просто было от руки аккуратно заменить 25 на 75. Или подделывали целиком ассигнацию – качество позволяло. При этом ассигнации меняли на медные монеты.
Через несколько лет просто переписать цифры уже не получалось – в 1785-м году ассигнации стали разноцветными – это был один из первых способов защиты денег от подделки. Синяя пятирублевка, красненькая десятка, желтая ассигнация на 100 рублей – эта традиция дошла до ХХ века.
Вместе с разными цветами, купюры защищали и водяные знаки – их использовали и раньше XVIII века. Видимые на просвет изображения получали вдавливанием металлического сетчатого валика в бумагу в процессе её изготовления. При изготовлении лист получается тоньше в одних местах и толще в других. Это не видно при беглом взгляде, но заметно, если проверить купюру на просвет – в зависимости от толщины бумаги получается изображение – тонкие участки светлее, утолщенные темнее. Впрочем, подделывать бумажные деньги не перестали несмотря ни на разноцветную бумагу, ни на знаки.
И фальшивомонетчики, и государство сообща перевыполнили норму по выпуску ассигнаций: обещанный лимит ассигнаций на сумму 100 миллионов рублей за десять лет, к концу XVIII века превысил 157 миллионов в обороте. Бумажным деньгам переставали верить настолько, что к 1810-му году курс бумага-монеты упал до одного к четырем. А после Отечественной войны за ассигнацию давали один к пяти – Наполеон ввез в Россию напечатанные в Париже фальшивки на 5 600 000 рублей.
Ситуацию начала исправлять Экспедиция Заготовления Государственных Бумаг – так при основании назвали современный «Гознак». С 1818-го года Экспедиция стала единственным предприятием в Российской империи, которое выпускало бумажные деньги и другие бумаги, требующие защиты. При этом изменился подход к сырью: производство бумаги для денег стало сложнее.
Император Александр I, которому представили проект Экспедиции, писал инициатору Августину Бетанкуру: «Представленные мне план и сметы, составленные вами для устройства фабрики делания ассигнационных листов и прочих гербовых бумаг, я рассмотрел в подробности, и утверждая их во всей силе, повелеваю, из особой моей к вам доверенности и уважения к отличным познаниям, провести оное устройство к окончанию и в полное действие под непосредственным вашим наблюдением и надзором».
Качество бумаги стало расти и ее отправляли на экспорт. Первоначально бумагу делали вручную. Основой для ручного отлива бумаги была пенька – ее растрепывали, размачивали, варили в щёлоке, отбеливали. Потом материал перемалывали в рольных ящиках. Однородная бумажная масса попадала в чаны, откуда черпальщик подхватывал состав и распределял по поверхности формы. В итоге выходил уже бумажный лист, который после сушки, пропитки клеем и прессовки получался пригодным для печати денег.
На какое-то время сама бумага стала защищать деньги от подделок. А Экспедиция собрала с единый комплекс все этапы производства: отлив бумаги, граверные, нумерационные, механические мастерские, художников и типографию.
Кредитные билеты
С 1840-го года в России главным средством платежа стал серебряный рубль с содержанием чистого серебра 18 грамм. Государство продолжило обменивать металл на бумагу – но теперь серебро и на «кредитные билеты». С 1843 года ассигнации обменивали на кредитные билеты: 3,5 ассигнационного за 1 кредитный. Разница возникла из-за несоответствия стоимости медных и серебряных денег.
Денежная реформа приравняла стоимость бумажного рубля к рублю в серебре, но начало Крымской войны привело к появлению необеспеченных денег, кредитные билеты не меняют на золото и серебро: наступает период широкого обращения бумажных денег. Государство перенимает опыт у запада: в Экспедиции появляются машины для изготовления денежной бумаги и начинается непрерывно-поточный процесс ее отливки.
С качеством материала растет и качество внешней защиты, в частности появляются гильоширные розетки. Узор из волнистых линий – густой орнамент уже не нарисуешь от руки. Фон из переплетающихся линий и аналогичное обрамление портретов царей на деньгах становятся очередной мерой защиты.
В 1866 году кредитные билеты начинают делать с помощью металлографической печати, водяные знаки создают с применением полутонов. К концу века начинают использовать «Орловскую печать» – перенос многокрасочного рисунка с одного клише. Выглядит новый способ как одна линия, которая имеет несколько резких, чётких границ смены цвета. Подделки, изготовленные обычным типографским способом, смотрелись блёкло и неестественно. По новой технологии в первую очередь в 1894-м году напечатали двадцатипятирублевки.
Новый банкнотный ряд начинают выпускать, когда С.Ю. Витте проводит реформу, которая во главу денежной системы ставит золото. Полное обеспечение бумаги драгоценными металлами усиливает уважение к купюрам, а производство денег выходит на новый уровень – выпуск ста рублей 1910-го года и пятисотрублевки 1912-го года считается вершиной творчества мастеров Экспедиции.
Революционный подход
После вступления России в Первую мировую войну объёмы эмиссии бумажных денег возрастают. Бумага обесценивается, золото становится не средством расчета, а средством сбережений. В дело идут деньги в виде почтовых марок, как аналог разменной монеты. После отречения Николая Второго эмиссию кредитных билетов с имперской атрибутикой продолжает и Временное правительство, позже – и Советская власть. Только с октября 1922 года царские банкноты потеряли статус расчётного средства и подлежали обмену по курсу 10000 старых рублей за один новый рубль образца 1922 года.
Как облик восстановленного благополучия, ленинское правительство решило отчеканить серебряные и золотые монеты. В 1922 году было принято решение о создании устойчивой советской валюты и восстановлении обеспечения денег золотом. Новые деньги решили назвать червонцами. Портрет Ленина появился на серии банкнот 1937-го года.
До развала Союза
После Великой Отечественной войны, в декабре 1947 года, в Советском Союзе прошла новая денежная реформа. Лишние деньги изъяли из обращения, но вместе со спекулятивными накоплениями под ударом оказывались и заработанные честным. Чтобы сохранить их, люди скупали промтовары, драгоценности, мебель и даже продукты длительного срока хранения.
В 1961-м произошла очередная деноминация. Тысяча превратилась в сотню, десять — в рубль, При развале Советского Союза в стране началась инфляция. Чтобы снизить ее и вывести из оборота купюры 1961–1992 годов для замены на новый образец, в 1993 году была проведена очередная денежная реформа.
Сегодня
Уровни защиты купюр, разработанные в царские времена, совершенствовались и дополнялись. Водяные знаки стали качественнее, передают изображение с полутонами. Гильош стал четче, местами применяется и тактильная печать тонкого узора. Как развитие защитного орнамента можно рассматривать микротекст – современные денежные типографии выполняют читаемые разборчивые надписи с размером буквы меньше миллиметра. Самая подделываемая российская купюра – 5000 рублей: браться за меньшее фальшивомонетчикам не выгодно.
Современная денежная бумага включает в себя отдельные «волоски» - защитные волокна, хаотически расположенные в толще бумаги. Они могут быть серыми или двухцветными: с чередующимися участками красного и синего цвета. При осмотре банкноты при ультрафиолете красные волокна светятся красным, а синие и серые волокна не светятся.
Как микропечать на пятитысячной купюре используют семь полос повторяющегося числа 5000, повторяющийся текст «ЦБРФ5000» и изображение дальнего берега реки Амур со схематичным изображением ландшафта, контурами деревьев, животных и рыб. Рассмотреть изображение можно с лицевой стороны купюры – горный хребет на уровне плеч-носа памятника Муравьёву-Амурскому пропечатан тончайшими линиями.
Оптически-переменная краска, которая используется при изображении герба Хабаровска меняет его цвет при наклоне. Также под углом проявляются скрытые муаровые полосы слева от изображения памятника. На защитной нити на оборотной стороне купюры повторяющееся изображение числа «5000» меняется на радужный блеск без изображения.
Всего на купюре около 20-ти защитных элементов, из тех, что можно рассмотреть без специальной техники: на просвет, наощупь, под лупой или просто приглядевшись, под углом или воздействием инфракрасного, или ультрафиолетового диапазона. А есть еще и те, что может распознать только техника. К 2026-му году увидим, как обновленные банкноты будут справляться с попытками их скопировать вне станков монетного двора.
Фото: Александр Бурмистров / "Научная Россия"