В Дарвиновском музее прошло открытие ХI Всероссийской конференции Ассоциации естественно-исторических музеев РФ Российского комитета Международного совета музеев «Интерпретация природного наследия музейными средствами: перспективы, проблемы, решения». С 23 по 25 октября 196 участников со всей России обсудят актуальные направления развития естественнонаучных музеев, изменения их роли в культурной жизни городов и применение новых технологий музеями для интерпретации природного наследия. В программе мероприятия заявлено 70 докладов. Многие из выступлений посвящены вопросу, как отражать проблемы экологии в музеях, и новому направлению в музейной практике — формированию научной грамотности.
«Дарвиновский музей был инициатором создания Ассоциации естественно-исторических музеев в 1996 году. В нее входят специалисты из отделов природы краеведческих музеев, естественно-научные музеи, представители научных учреждений, министерств и ведомств, связанных с естественно-научным музееведением.
В России специфическая структура естественно-научных музеев. Многие из них распределены в разных ведомствах: университетские, институтские и другие. Единственная общественная структура, которая их объединяет, — это Ассоциация естественно-исторических музеев.
Раз в два года мы проводим конференцию, на которую приглашаем сотрудников российских музеев и обсуждаем общие проблемы и методики. Значительная проблема для естественно-научных музеев в стране — они самые уязвимые, их закрывают. По итогам конференции мы обратимся в Министерство культуры, чтобы решить проблему» — рассказала директор Дарвиновского музея, доктор педагогических наук Анна Иосифовна Клюкина.
В первый день работы конференции открывала пленарное заседание А.И. Клюкина с докладом, посвященным Ассоциации естественно-исторических музеев. В выступлении Анна Иосифовна рассказала о первых музеях России, которые были естественно-научными.
«Посетители любят отдел природы и естественно-научные музеи, но государство больше уделяет внимание художественным музеям. Хотя, если обратиться к истории, первые музеи в России были вычленены из Кунсткамеры, основанной Петром I более 300 лет назад. Число естественно-научных музеев увеличилось с основанием в 1755 году Императорского Московского университета. При его создании граф И.И. Шувалов руководствовался запиской М.В. Ломоносова, убежденного в том, что «учиться надо не только по книгам, но и по натурным предметам». В дальнейшем каждый университет должен был иметь свой музей. Многие музеи были созданы и по инициативе ученых. Именно так в 1907 году был основан Дарвиновский музей».
А.И. Клюкина подчеркнула основную цель Ассоциации — «объединение творческих усилий и возможностей сотрудников естественно-исторических музеев для их дальнейшего развития и раскрытия в музейных экспозициях и во всех сферах музейной деятельности взаимосвязей «Природа-Общество-Человек».
Для достижения этих целей Ассоциация создает банк информации о деятельности естественно-научных музеев страны и мира; способствует росту профессиональной квалификации работников, осуществляет обмен опытом работы, содействует организации издательского дела и публикации работ сотрудников, сотрудничает с Международным комитетом естественно-исторических музеев ИКОМ для обмена опытом и координации работ».
На пленарном заседании с докладами выступили: заместитель директора Департамента музеев Министерства культуры Российской Федерации Н.В Чечель («Государственная политика и обязательные требования в области формирования и сохранения Музейного фонда Российской Федерации); директор по проектам ИКОМ России Д.Р. Халикова («Развитие межрегионального и межмузейного сотрудничества на примере инклюзивных проектов»); директор Государственного музея-заповедника «Куликово поле» В.П. Гриценко («Государственный музей-заповедник «Куликово поле»: восстановление, сохранение и представление исторического ландшафта»); профессор департамента медиа факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ А.Г. Качкаева («Современная медиасфера и трансмедийный сторителлинг»); директор Калининградского «Виштынецкого эколого-исторического музея» А.А. Соколов («Виштынецкий экомузей и его роль в развитии территории Краснолесья Калининградской области») и руководитель направления музейно-проектной деятельности Ассоциации менеджеров культуры Юлия Юрьевна Мацкевич («Музей и волонтёр: ценностные аспекты сотрудничества»).
В следующей части программы работа конференции продолжилась в трех секциях: «Интерпретация природного наследия в экспозиционной и выставочной деятельности музеев», «Музей и посетитель: успешный диалог», «Сохранение, изучение и история музейных коллекций».
Во второй день конференции помимо тематических секций пройдет Круглый стол «SCIENCE ART». «SCIENCE ART» — это современное передовое направление искусства, которое взаимодействуют с наукой. Это способ визуализации последних научных изысканий. Художники считают направление шагом в будущее, поскольку они часто работают вместе с учеными и прогнозируют развитие научных идей, визуализируя их в своих инсталляциях.
В естественно-научных музеях «SCIENCE ART» может стать кладезем интересных идей, проектов и популяризацией научной деятельности для посетителей. На круглом столе соберутся ведущие в области «SCIENCE ART» художники и кураторы больших проектов, чтобы обсудить с музейщиками перспективы взаимодействия трех институций: научного, художественного и музейного сообществ — рассказала кандидат биологических наук, заведующая образовательным отделом Дарвиновского музея Наталия Евгеньевна Михайлова.
На круглом столе будут освещены страницы истории, значимые имена художников 20-го века и современные проекты в области «SCIENCE ART». Проекты сайнс-арт пока не реализованы в стенах Дарвиновского музея, но сотрудники музея работают в этом направлении. Круглый стол — очередной шаг для осуществления проекта.
В заключительный день конференции пройдут три тематических воркшопа: «Как придумать образовательную программу к выставке?», «Музей, IT, Семья: педагогика локального сообщества» и «Музейная инклюзия: от понимания к практике».
Н.Е. Михайлова рассказала о работе первого воркшопа. «С 1998 года в нашем музее организуют образовательные программы для посетителей. Накоплен богатый опыт, как включать посетителей в активное освоение выставки без участия экскурсовода. Мы разрабатываем к нашим выставкам игровые путеводители, настольные и компьютерные игры, дискуссионные программы, листки активности, проводим конкурсы. Такие популярные формы музейной практики делают содержание выставки доступным для посетителей. Этой теме будет посвящен наш воркшоп. Речь пойдет о том, как устроены наши выставочные образовательные программы».
Завершится итоговый день конференции работой круглого стола «Волонтеры в музее», на котором обсудят: «Чем заинтересовать добровольцев и как привлечь их к проектам музея? Как сохранить и мотивировать добровольных помощников? Как подготовить сотрудников музеев к работе с волонтёрами?»