Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.
Мф. 2:9–11
Праздник Нового года в России пусть и не синонимичен Рождеству, но все же неотрывно связан с его празднованием. А Рождество, в свою очередь, не может обходиться без упоминания даров ― библейские волхвы, следуя за Вифлеемской звездой, были первыми, кто принес их новорожденному Иисусу. Но традиция дарения, конечно же, куда старше христианства и праздника Нового года. Более того: идея подарка, скорее всего, старше самого человечества.
Что такое подарок? Чаще всего это некая материальная ценность, вещь, которую даритель отдает кому-то безвозмездно. Отсюда и связь между словами «дар» и «даром», то есть «бесплатно». Если попытаться подойти к концепции подарка строго рационально, меркантильно, она вызовет одни лишь вопросы. Зачем отдавать что-то полезное, если можно оставить это у себя? Ответ: потому что человек ― социальное существо.
В животном мире тоже существуют «подарки». Самцы птиц приносят самкам еду или безделушки, дельфины делятся «красивыми» водорослями, а шимпанзе и бонобо, с которыми мы имеем 98% общих генов, позволяют другим обезьянам брать их добычу. И во всех этих случаях дары почти неотрывно связаны с идеей ухаживания. Зная это, можно сделать вывод: в самом первобытном смысле подарок вовсе не считается чем-то безвозмездным.
В животном мире даритель ожидает от одариваемого ответной услуги. При этом в случае с брачными подарками подношение также призвано выставить дарителя в лучшем свете. Птицы-шалашники из семейства воробьиных строят из камней, палок и косточек гнезда, соревнуясь друг с другом, ― чье гнездо окажется привлекательнее, того и выберет самка.
Таким образом, у подарка появляются сразу несколько функций. Во-первых, это способ установить социальный контакт. Во-вторых, это метод обмена материальной ценности на некое материальное или нематериальное благо. Дар позволяет заслужить чье-то расположение, уважение, симпатию. И, наконец, подарок ― это демонстрация богатства дарителя, его собственного благополучия. Все эти функции из мира животного перекочевали и в мир человеческий.
Еще до того, как появился бартер и уж тем более рыночная экономика, существовал обмен подарками. При этом в роли даров до сих пор могут выступать не только вещи, но и нематериальные ценности: песни, сказки, внимание, статус, власть. До сих пор у некоторых народов Африки, Полинезии и аборигенов Австралии подарок — единственный способ контакта для двух разных социальных групп. Некоторые категории родственников, например зять и теща, не имеют права общаться друг с другом, но обязаны обмениваться дарами.
Сложные социальные конструкты, созданные человеком, добавили подарку еще одну функцию — религиозную, хотя на деле это все тот же обмен «услуга за услугу». Этот механизм лежит в основе жертвоприношений и подаяний. Принося жертву, мы ставим в зависимое положение божество, которое, будучи обязанным возместить, одарит человека удачей или благодатью.
Примечательно, что процесс дарения приносит людям в среднем больше радости, чем процесс получения подарка. Связано это с работой механизма гедонистической адаптации — обычно чем чаще человек испытывает один и тот же тип удовлетворения, тем более и более блеклым становится ощущение счастья. Но радость от дарения подарка подвержена этому механизму куда в меньшей степени.
«Существует несколько психологических причин, объясняющих, почему нам нравится дарить подарки. Во-первых, это потребность в аффилиации. То есть мы стремимся создавать теплые, доверительные, эмоционально значимые отношения с другими людьми. И приобретение подарка для другого — это шаг навстречу в построении таких отношений, стремление сблизиться с человеком. Поэтому подарки чаще покупают близким и значимым людям своего окружения», — рассказала доцент кафедры общей и социальной психологии УрФУ Любовь Викторовна Оконечникова.
Ученые также объясняют эти положительные эмоции тем, что дарение помогает поддерживать нашу репутацию и укреплять социальные связи. Кроме того, жертвуя что-то в пользу другого, даритель в меньшей степени склонен сравнивать этот поступок с предыдущими аналогичными. Таким образом, дарение воспринимается как уникальное событие, приносящее счастье. В случае с получением подарка или, например, зарплаты человек чаще сравнивает это событие с предыдущим опытом, что снижает удовольствие.
«Взаимный обмен может проявляться и на эмоциональном уровне. Подарок — новая вещь, которая вызывает спектр положительных эмоций, таких как радость, восторг, удивление, у того, кому дарят, и в процессе дарения, согласно взаимному обмену, возвращаются тому, кто дарит. Желание пережить положительные эмоции с близкими нам людьми подталкивает нас к выбору подарка», — заключила психолог.
Источники информации:
1. The Joy of Giving Lasts Longer Than the Joy of Getting, Association for Psychological Science
2. Радость, инвестиция или источник стресса, Theory and Practice
3. Психолог УрФУ объяснила, почему дарить подарки приятнее, чем их получать, RG.RU
Источник фото на главной и на странице: Kira auf der Heide on Unsplash