«Я чувствую, что предназначена служить истине – науке, и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит – служить справедливости»,
С.В. Ковалевская.
Справедливость не восторжествовала и спустя век, и для обеспечения полного и равного доступа к науке для женщин и девочек и их участия в ней на основании резолюции Генеральной ассамблеи Организации Объединенных Наций, принятой 22 декабря 2015 года, провозгласили 11 февраля Международным днем женщин и девочек в науке.
История хранит достаточно примеров женщин-ученых, которые принимали вызовы времени и успешно выполняли двойную миссию. Но путь в науку был тернист.
Древний мир
В античные времена женщины были практически лишены возможности заниматься наукой и преподавать, потому что доступ к образованию в Древней Греции и Риме могли получить только граждане. А ими могли стать исключительно мужчины. Большая часть женщины не могла даже сидеть за одним столом с мужчинами, а о том, чтобы стать учеными или получить минимальный уровень образования, даже не шло и речи. Законы не давали женщинам права появляться на публичных собраниях. Но их стремление не могло быть разрушено, поэтому они нашли выход – например, посещали Академию Платона в мужской одежде.
Из-за того, что юридически римлянки считались собственностью своих отцов и супругов, они все же могли обучаться основам грамоты и несложным предметам. Также они могли изучать медицину. И даже известно имя римского профессора медицины Фелисты. Были и некоторые исключения. Например, женщины могли посещать занятия в школе Эпикура. А уже в поздней Древней Греции и Древнем Риме им разрешили заниматься изучением грамматикой и преподаванием. Но до доступа к науке было еще далеко.
Средние века
Средневековая эпоха известна преобладающей ролью мужчин в науке. Доступ в науку для женщин все еще был ограничен, но они продолжали заниматься медициной. Женщины активно развивались в этом направлении и в XI веке в Солерно на юге Италии создали медицинскую школу. Там учились и преподавали исключительно женщины, которых называли «дамы из Солерно». Эта школа быстро получила высокую репутацию, а сейчас нередко ее называют первым европейским университетом.
Развитие образования связано с монастырями. И хотя женщины все еще не имели доступа к науке, они могли изучать религиозно-мистические труды и работы античных авторов. Позже начинают появляться университеты, похожие на современные, например, Болонский университет. Но в них доступ женщинам был закрыт. Это основная причины разрыва в образовании мужчин и женщин Средних веков.
Новое время
Несмотря на запрет обучения в университетах, никто не мог отнять тягу к науке. Поэтому женщины постигали теорию через самостоятельное обучение, а сделанные открытия приписывали своим супругам или отцам. Например, Мария Маргарет Винкельманн (урожденная Кирх, 1670–1720) была одним из первопроходце в астрономии. Она стала автором работы «Conjunction of the sun with saturn and venus and Jupiter and Saturn» и приписала собственное открытие кометы мужу. А после его смерти её так и не пустили в Берлинскую академию наук ни на какое место.
Место женщин зависело от политических и исторических факторов. Так, их количество в Российской империи возросло после Февральской революции.
К середине XX века ситуация изменилась в лучшую сторону. Это была победа. В 1903 году впервые женщина была удостоена Нобелевской премии. Едва ли не каждый знаком с именем Марии-Склодовской Кюри, польско-французским химиком и физиком. Она заложила основы учения о радиактивности и даже была удостоена Нобелевской премии дважды, впервые в истории.
К нынешнему году Нобелевскую премию в области физики, химии и медицины получили более 620 женщин. Современные женщины и девочки продолжают идти вперед по научной тропе, которую проложили их великие предшественницы. Они возглавляют инновационные проекты, участвуют в исследованиях и руководят университетами. И это только начало.
Изображение на главной странице и на странице от KamranAydinov на Freepik