Золотая пятиконечная звезда на прямоугольной колодке, обтянутой красной шелковой лентой – знак Героя Советского Союза – высшую степень отличия в СССР учредили в апреле 1934-го года. Первые Герои – семь летчиков: Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнёв, Водопьянов и Доронин. Больше месяца они спасали челюскинцев – экспедицию ледокола «Челюскин», который увяз и затонул во льдах Чукотского моря. 13 апреля 1934 года была завершена операция по спасению участников экспедиции.
Под руководством географа и исследователя Отто Шмидта экспедиция корабля «Челюскин» выясняла, могут ли транспортные корабли за одну летнюю навигацию пройти из Белого моря в Тихий океан. В августе 1933-го года пароход вышел из Мурманска, за месяц «Челюскин» прошел три четверти пути и в первой половине сентября достиг Чукотского моря. Там он встретился со сплошными льдами, которые его полностью заблокировали. Корабль с экипажем дрейфовал почти 5 месяцев. Вместе со льдами пароход вошел в Берингов пролив. До чистой воды, где льды не мешали бы идти, оставалось несколько миль, но судно утянуло обратно на северо-запад.
Экипаж подозревал, что льды могут раздавить пароход, поэтому необходимый груз заранее подготовили для выгрузки. В том числе кирпичи и доски, из которых после удалось построить бараки. 13 февраля 1934-го года пароход «Челюскин» раздавили льды, он затонул за два часа. В 120 километрах от берега оказались 104 человека, в том числе 10 женщин и две маленькие девочки, которые родились во время плавания. В этом лагере люди прожили два месяца – ожидая спасения, они расчищали льдины, чтобы могли приземлиться самолеты.
Для спасения челюскинцев собрали собачьи упряжки, дирижабли, корабли и полярную авиацию. Именно летчики провели основу спасательной операции. 5 марта Анатолий Ляпидевский на самолёте АНТ-4 обнаружил ледовый лагерь экспедиции. Прежде чем это получилось, летчик 29 раз вылетал без результата. В итоге он забрал с льдины десять женщин и двоих детей.
Второй раз добраться до лагеря экспедиции удалось только через месяц с лишним – 7 апреля. На двухместных самолетах пилоты вывозили по шесть человек, приспособив парашютные ящики для людей. 13 апреля 1934 года летчики Михаил Водопьянов, Николай Каманин и Василий Молоков забрали из лагеря последних людей – заместителя Шмидта Алексея Боброва (самого руководителя экспедиции увезли на два дня раньше из-за проблем со здоровьем), радистов Кренкеля и Серафима Иванова, боцмана Анатолия Загорского, моториста Александра Погосова и капитана парохода «Челюскин» Владимира Воронина. В последнем же рейсе забрали и восемь собак, которые жили вместе с экспедицией.
Гибель парохода «Челюскин» подтолкнула правительство СССР к решению о строительстве ледокольного флота – несмотря на то, что пароход затонул, ему удалось достичь изначальной цели. А именно – доказать, что навигация грузовых судов по Северному морскому пути возможна, пусть и при обязательном сопровождении их ледоколами.
Иллюстрация: Картина «Гибель „Челюскина‟», худ. Федор Решетников, 1973 г. Источник: veryimportantlot.com
Источники: Известия, Президентская библиотека, Википедия