Выступление ректора СПбГУП, члена-корреспондента РАН А.С. Запесоцкого на торжественном заседании Ученого совета в честь 95-летия университета.
От первых рабочих кружков Петербурга конца XIX века до лидера европейского гуманитарного образования
I.
От первых рабочих кружков Петербурга конца XIX века до лидера европейского гуманитарного образования — таков путь, пройденный нашим Университетом за годы своего развития.
Ленинградская школа профдвижения (наш первый прообраз) была открыта Губернским советом профсоюзов как ответ на глубинные потребности трудящихся в получении необходимого им образования. С тех пор многими поколениями наших педагогов и сотрудников проделана работа, позволившая национальному лидеру России Владимиру Путину сказать о СПбГУП: «Замечательные образовательные традиции, прекрасный профессорскопреподавательский состав, современные инновационные методики, нужные стране выпускники».
СПбГУП — не самый крупный по размерам вуз в стране. Здесь обучается около 8 тыс. студентов, из них около 3 тысяч – на дневном отделении. Для нас главное не массовость, а качество подготовки. Характерно, что средний балл ЕГЭ абитуриентов, зачисленных на бюджетные места в 2022 году, составил 87 (и это без учета олимпиадников – специалисты легко поймут, о чем речь), а средний конкурс превысил 79 человек, достигнув по отдельным специальностям до 223 человек на место.
Политика вуза — обучать только тех, кто стремится соответствовать нашим требованиям. Средний балл ЕГЭ обучающихся в СПбГУП на платной основе выше, чем в среднем по стране у обучающихся бесплатно. При этом детей из семей интеллигенции у нас около 40 %, из семей чиновников и управленцев — около 20 %. Доля «из рабочих» — более 15 % — выше, чем в последнее 10летие советской власти. А вот дети из семей предпринимателей стабильно составляют менее 5 %, поскольку оценки в нашем вузе невозможно получить за деньги. И после привелигированной жизни в некоторых школах учиться в СПбГУП баловням судьбы сложно.
Со сравнительно небольшим студенческим контингентом у нас работают около 60 докторов наук и профессоров, свыше 150 кандидатов наук и доцентов, 32 народных артиста и заслуженного деятеля науки, культуры, искусства, юриспруденции и других сфер жизнедеятельности России.
Не абсолютизируя значение наукометрических показателей, замечу, что по индексу цитирования Хирша, учитывающему суммарный «вес» публикаций безотносительно к числу сотрудников научной организации, мы давно находимся в числе лидеров не только среди вузов России, но и среди всех научных организаций страны, включая институты Российской академии наук. По показателям цитирования научных работ, исчисляемым в среднем на одного преподавателя, СПбГУП является звездой университетского сообщества России.
В СПбГУП каждый год проводятся около 20 масштабных научных конференций. На Международные Лихачевские научные чтения — крупнейший форум гуманитариев на планете — ежегодно собираются свыше 1500 человек из 30–40 стран мира. Только за последние 10 лет Университет выпустил свыше 1500 тыс. экземпляров научной и учебной литературы (около 1 тыс. наименований книжных изданий). В наших научных советах за минувшую четверть века защищено около 300 кандидатских и докторских диссертаций.
Среди выдающихся научных результатов СПбГУП — «Декларация прав культуры», разработанная по инициативе академика Д. С. Лихачева; ведущая в стране научная культурологическая школа; комплексы исследовательских трудов по проблематике интеллигенции, диалога культур, социальнотрудовых конфликтов и другим вопросам. Нашими учеными разработана новаторская культуроцентристская модель университета, признанная академическим сообществом перспективнейшей для России в XXI веке.
Сегодня Университет — один из крупнейших инновационных центров России в гуманитарной сфере, разработчик ряда уникальных, перспективных специальностей на стыке культуры, искусства и информационных технологий. К примеру, у нас созданы и внедрены в практику отечественной высшей школы специальности «Социальнокультурная деятельность» и «Режиссура мультимедиа». Сегодня вуз готовит профессионалов высшей квалификации по 18 направлениям. А факультет конфликтологии, созданный и работающий при поддержке Владимира Путина, не имеет мировых аналогов.
Говоря об успехах Университета необходимо отметить особую роль в их достижении российских профсоюзов: их внимание, заботу, поддержку, те условия работы, которые они создали своему вузу. Мы гордимся рабочей родословной университета, служим профсоюзным идеалам единства, солидарности и справедливости.
В трудную годину, когда Запад развязал войну с Россией руками украинских националистов, когда президент Путин с горечью произнес слова о национал-предателях в нашем обществе, уместно подчеркнуть, что профсоюзы — не только самая массовая общественная организация в стране (причем, вполне реальная; замечу – около 20 млн. человек, объединенных ФНПР, ежемесячно платят членские взносы), но это и организация, являющаяся олицетворением подлинного патриотизма. Стоя на защите интересов народа, профсоюзы по своей природе всегда являются надежной опорой страны. Это разнообразные фридманы и чубайсы способны перебегать на сторону врага. А мы все здесь. Мы на своих местах. Достойно делаем свое дело.
II.
Вспомним историю. Без малого 100 лет назад, закладывая фундамент сегодняшнего СПбГУП, Губернский совет профсоюзов организационно оформил то, что уже давно существовало неформально в рабочей среде Ленинграда, откликнулся на потребности в образовании, конкретные просьбы людей. Тогда начали работать три факультета: организационной работы, печати и лекторский. С 1933 года мы стали называться Высшей школой профсоюзного движения.
Время шло, понадобились и специалисты совсем нового типа, ведь государство делегировало профсоюзам функции по развитию культуры народных масс. Дворцы культуры, клубы по интересам, художественная самодеятельность, детские кружки, турбазы и здравницы, летние детские лагеря — новый мир, открывшийся десяткам миллионов людей. Этот добрый и светлый мир был создан в первую очередь на профсоюзные взносы и средства фонда социального страхования, который тогда находился в распоряжении профсоюзов, использовался по прямому назначению — на нужды простых людей. Этот светлый мир был создан в рекордно короткие сроки профсоюзными кадрами.
Но кадры появились не по взмаху волшебной палочки. Их готовили в нашем вузе. В 1936 году из местного, регионального наше учебное заведение было преобразовано во всесоюзное и стало выпускать специалистов в области развития народной культуры для всех республик Советского Союза.
Профсоюзные дворцы того времени, где работали наши выпускники, уместно сравнить в ряде отношений с такими флагманами промышленности советской эпохи, как знаменитые Кировский завод и «Электросила». Не будет преувеличением сказать, что громадным прорывом масс к высотам истинной культуры и, замечу, подлинной гражданственности Советский Союз во многом обязан профессиональным союзам. Опираясь на наши кадры, профсоюзы сослужили великую службу всему народу, всей стране.
В годы Великой Отечественной войны, блокады занятия в нашем учебном заведении прервались. Практически все преподаватели и студенты ушли на фронт. Большинство не вернулось. Мы никогда не забудем подвиг наших преподавателей и студентов, погибавших от пуль, бомбежек и голода, но героически исполнявших свой долг. Хорошо известно о знаменитом блокадном концерте, состоявшемся в 1942 году в Ленинградской филармонии. А мы храним память о тысячах фронтовых концертов, организованных нашими профсоюзными агитбригадами, о наших фронтовых журналистах, о наших медсестрах, выносивших раненых с поля боя. Наши студентки лечили раненых и в стенах ленинградского Дворца Труда, и на нашей вузовской спортбазе в Озерках — там в блокаду работали госпитали. Сегодня студенты университета, выступающие под руководством педагогов в госпиталях, продолжают эту достойнейшею традицию.
Забота о будущем страны и признание заслуг нашего учебного заведения в послевоенный период легли в основу специального Постановления Совета Министров СССР от 15 августа 1948 года № 3095, которым нашему вузу (называвшемуся уже Высшей профсоюзной школой) было присвоено право выдачи государственных дипломов о высшем образовании.
Пришедшие тогда в вуз фронтовики под руководством директора Клавдии Домокуровой, одного из руководителей партизанского движения в Ленобласти, принялись за работу с удвоенной энергией. Начались первые защиты кандидатских, а затем и докторских диссертаций. Далее нашему коллективу была поручена подготовка руководителей учреждений культуры и туризма для Албании, Болгарии, Вьетнама, Лаоса, Монголии, Чехословакии и других стран. Вуз получил название «Высшая профсоюзная школа культуры».
III.
Осенью 1991 года на базе ВПШК был создан Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов. Девяностые годы стали для нас трудным, но счастливым временем. Профсоюзы оставили в нашем ведении замечательную материальную базу, созданную в советский период. Мы же вложили в развитие профсоюзной собственности за 10 лет свыше 2 млрдрублей (в сегодняшнем эквиваленте) из средств, заработанных коллективом при введении платного обучения.
После крушения СССР перед нами встали новые задачи и вызовы. И коллективом был разработан ряд ярких, нестандартных решений, принесших успех. К примеру, мы были вынуждены и первыми ввели платное образование. Но – частично платное, дотируемое из нашего бюджета. Да так его ввели, что у нас платность повышает качество. Мы поощряем отличников ежегодно на сумму в 50 млн рублей. И примерно столько же теряем, отчисляя неуспевающих и нарушителей дисциплины. Но результаты того стоят.
Другой пример – культуроцентристская концепция образования и основанная на ней уникальная модель университета. Некоторые чиновники в период сложных трансформаций страны решили, что образование — это услуга, бизнес. Но еще во времена Античности образованные греки знали, что образование складывается из обучения и воспитания. Советская педагогика, до сих пор остающаяся лучшей в мировой истории, была основана на понимании школы и вуза как социально-педагогической системы, главным системообразующим элементом которой является цель воспитания. В советское время такой целью был коммунистический идеал личности. Но в постсоветское время государство, увы, вообще отказалось от каких-либо целей воспитания.
И мы с коллегами в СПбГУП решили сложнейшую теоретическую проблему цели воспитания самостоятельно, на основе культуроцентристской концепции образования. Это я считаю главным научным прорывом отечественной педагогики в конце ХХ века, до сих пор недооцененным государством. Мы воспитываем студентов, опираясь на лучшие достижения отечественной и мировой культуры. Вдумайтесь в скупые официальные строки: в СПбГУП успешно решены многие проблемы, являющиеся болевыми точками современной молодежной среды. Полностью отсутствуют наркомания, алкоголизм, преступность, проявления национальной розни, что свидетельствует об эффективности системы воспитания студенчества. Простой и характерный пример: в нашем театральном зале 700 мест. На регулярные концерты симфонических оркестров билеты не достать. Зал переполнен. А ежемесячное число организуемых нами походов студентов в театры, музеи, на выставки превышает 8 тыс.
За первые 6 месяцев 1992 года на территории Университета были зафиксированы 16 уголовных правонарушений. За последние 25 лет — ни одного. Более того — наши студенты дневного отделения за последние четверть века не совершили ни одного преступления и за пределами вуза.
И еще: за годы существования профсоюзного вуза его диплом получили свыше 55 тыс. студентов. Последние 20 лет Университет выпускает в год порядка 1200 специалистов. И все успешно трудоустраиваются. Безработных – один-два человека в год, и то не в каждом выпуске. В основе этой статистики лежит репутация диплома СПбГУП. Исследования показывают также уверенный профессиональный рост выпускников, их высокую удовлетворенность полученным образованием. Вот это и есть воплощение на практике наших научных идей и профсоюзного отношения к людям.
Ежегодно Университет перечисляет на социальные нужды государства свыше 150 млн рублей, привлекает в экономику Санкт-Петербурга более 1 млрд 200 млн рублей.
Достижения СПбГУП в XXI веке отмечены премиями Правительства РФ и (дважды) Правительства Санкт-Петербурга.
Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев в 1993 году назвал СПбГУП университетом XXI века. Жизнь подтвердила его правоту.
Фото: Ольга Мерзлякова / «Научная Россия»