Этот праздник был учрежден в 2009 году журналистом и общественным деятелем Сью Шарман-Андерсон (Suw Charman-Anderson) с целью подчеркнуть роль женщин в этой традиционно «мужской» области. Пример графини Ады Лавлейс как никакой другой подходил для того, чтобы стать символом такого праздника. Мероприятие было особенно значимым, так как в этом году исполняется 200 лет со дня ее рождения. В этот день в разных уголках мира состоялись мероприятия в поддержку женщин в науке. Информация о празднике размещена на вебсайте FindingAda.
Шарман-Андерсон была не удовлетворена тем, как освещается деятельность женщин, работающих в этой области, и такое ежегодное мероприятие позволило бы им «выйти из тени» и заявить о себе. Движение призывает всех женщин-ученых бороться с расхожими стереотипами, а также давать отпор проявлениям мужского шовинизма на работе. Так, профессор Афина Дональд (Athene Donald) из Кембриджского университета разработала ряд конкретных предложений в поддержку женщин в науке. Вот некоторые из них:
— рассмотрите коллег в своем отделе и убедитесь, что они
представляют собой разнообразную группу лиц
— поощряйте женщин заниматься наукой, и сами будьте готовы стать
примером для подражания
— не позволяйте напористому мужчине (или женщине)
монополизировать принятие решений в группе за счет более робких
коллег
— призовите к ответу учителей, которые говорят девочкам, что они
не могут / не должны заниматься физикой, математикой и другими
точными науками.
В этот же день в Конвей Холле в Лондоне (Великобритания) состоялось «головное» торжественное заседание с участием женщин ученых и видных общественных деятелей.
Смысл подобного мероприятия может показаться странным, а кому-то — даже смешным. Тем не менее, портал Научная Россия ранее писал о том, насколько сильны в обществе гендерные стереотипы в отношении науки.
Впрочем, некоторые другие акции той же направленности вызывают поток критики и насмешек в интернете. Одной из них стала кампания «#PrettyCurious», объявленная компанией EDF Energy (Великобритания) и направленная на поощрение девушек на создание карьеры в области науки и технологий. Название основано на игре значений слова pretty — «хорошенькая», как в pretty girl, «хорошенькая девушка», и «довольно-таки», как в pretty simple, «довольно-таки просто». (Curious — «любопытная, пытливая».)
Одной из причин для негативных отзывов стало само название акции. Антрополог Мишель Кляйн (Michelle Kline) из университета штата Аризона (США) в своем Твиттере заметила, что «pretty curious могло бы быть хорошим названием для линии одежды с "научным" принтом, но никак не для женщин в науке, где наука должна быть на первом месте».
В ходе этой акции девушки по всей Великобритании получили возможность поэкспериментировать с созданием «умных» спален, используя специальные электронные наборы. EDF Energy также опубликовала видеосюжет на своем канале в YouTube, главными героями которого стали женщина-инженер, женщина-космонавт, женщина, разрабатывающая модное приложение и телеведущая со степенью магистра биологии. Пользователи сети не преминули заметить, что сюжет лишь укрепляет представление о том, что женщины могут разбираться только в пудре, помаде и моде.