Экспрессивные, широкие движения кисти, яркие цвета, пятна краски на изломанной поверхности картона; пазл форм и линий складывается в лица. Политики и короли, друзья семьи и мифические персонажи — портреты, созданные художницей Екатериной Викторовной Лебедевой, отражают не столько внешность, сколько эмоциональность изображаемых людей. И вглядываясь в них, зритель будто получает приглашение к беседе — на равных, вопреки времени, расстояниям и социальным положениям.
Открытие портретной выставки художницы прошло 20 сентября 2024 г. в галерее «Колокол’ников, 17» в Москве. Первые гости проходили в погруженный во мрак зал где, вторя равномерному движению музыки, один за другим зажигались огни. Свет выхватывал из темноты пятна лиц на картинах — все они выполнены в особом стиле художницы: ассиметричном, выпуклом, эмоциональном. Впрочем, за этой эмоциональностью кроется любопытное научное наблюдение.
«Я начинала писать портреты-образы, основываясь на определенной системе. Я анализировала и Модильяни, и африканское искусство, и древнерусскую икону, и поняла, что мне ближе такие изображения: нос и часть лба светлые, лицо обязательно ассиметричное. Именно это показывает характер, внутреннюю сущность человека. А потом я неожиданно обнаружила в любимом журнале “В мире науки” статью: ученые проводили эксперимент, в котором показывали обезьянам (а потом и людям) изображения ассиметричного человеческого лица. И при взгляде на такое изображение у них появлялись импульсы в височных долях мозга, которые не возникали в других случаях», — рассказала гостям выставки художница.
В статье «Код лица» («В мире науки» №4 2019) рассказывалось о том, что мозг обезьян и людей особенно реагирует на лица. В определенных участках коры мозга, так называемых «лицевых пятнах», расположены нейроны, которые активизируются в случае, если испытуемый видит лицо. Профессор биологии Калифорнийского технологического института Дорис Цао исследовала механизм действия «лицевых пятен» и пришла к выводу, что мозг при распознавании ориентируется на «код» из 50 особенностей лица. Причем решающую роль здесь играет контраст — как и в работах Екатерины Лебедевой.
«Синха предложил разумный способ определять, какие именно контрасты можно использовать для распознавания лица: те, которые не зависят от освещения. Например, “левый глаз темнее носа” — полезное свойство для распознавания лица, поскольку неважно, сфотографировано ли лицо, освещенное сверху, слева, справа или снизу, — левый глаз действительно всегда будет темнее носа (проверьте сами)», — писала профессор.
Подобный «принцип контрастов» можно проследить в любой из работ художницы, в том числе и в портрете «Разговор с Капицей», который украшал обложку журнала «В мире науки». По словам Екатерины Лебедевой, работа над образом Сергея Петровича поначалу тревожила ее, однако в какой-то момент ей все же удалось установить эмоциональный контакт с изображением. Доказательство тому — письмо о картине профессора МГУ Аскара Акаевича Акаева.
«Сергей Капица был выдающимся ученым и энциклопедически образованным человеком, поэтому он и состоялся как уникальный популяризатор научного знания. Он обладал божьим даром просто и доступно объяснить сложнейшие научные явления широкой аудитории. В этом был и секрет необычайной популярности его телевизионной передачи “Очевидное — невероятное”. Он был просвещенным оптимистом. На него всегда в нужный момент находило озарение. И это восхищало его зрителей и слушателей, а также всех поклонников его разносторонних талантов. Екатерине Лебедевой все это удалось передать в своем замечательном портрете! Я восхищен! Браво!», — писал ученый.
Галерея «Колокол’ников, 17» существует при поддержке Благотворительного фонда «Координационный центр культурного наследия», созданного в 2020 г. Свою миссию фонд формулирует следующим образом: «поддерживать, сохранять и развивать все элементы, составляющие наше культурное наследие».