В рамках пресс-конференции по итогам деятельности Сибирского отделения РАН в 2020 году главный ученый секретарь СО РАН Дмитрий Маркович рассказал о работе отделения над летательными аппаратами на альтернативных принципах – циклолетами.
«Подобные разработки были предложены ещё в прошлом веке, однако их реализация была невозможна ввиду сложности системы управления», - отметил академик. По его словам, циклолеты вызывают интерес из-за возможности простого адаптивного управления на базе новых технических достижений и с использованием компьютерной техники. Аппараты (циклолеты) похожи на речные пароходики с колесами, отличает их адаптивно изменяемый угол атаки лопастей. Лётные характеристики схожи с характеристиками вертолетной техники. «По сравнению с вертолетами, у циклолетов повышенная маневренность, улучшенные характеристики с точки зрения звуковых воздействий, они могут, в отличие от вертолетов, обеспечивать взлет и посадку на наклонной поверхности, это очень важно, например, для корабельной техники, для работы в труднодоступных местах», - рассказал главный секретарь СО РАН.
Также он рассказал о предстоящем этапе реализации разработки: «Следующий этап – это тестирование подобных машин на конкретных приложениях: мониторинг природных ресурсов, сельское хозяйство, параллельно – продолжение работы с целью создания большой машины весом 2 т, вместимостью от 3 до 6 человек или эквивалентного груза 500 кг. К 2025 году планируется завершить работу над этим проектом, А затем запустить программу по производству и привлечение инвесторов». Их будут применять для мониторинга сельскохозяйственных ресурсов, для обработки посевов, орошения и так далее. «2020 год стал прорывным в плане массового использования интеграционных возможностей Сибирского отделения, и это направление продолжит успешно развиваться», - подчеркнул академик Маркович.
Фото: Николай Малахин/Научная Россия