Творчество и искусственный интеллект, информационная безопасность, журналистика и блогерство, медиаграмотность и коммуникационной суверенитет России — эти и многие другие темы из области медиаобразования обсудили сегодня на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Первая всероссийская научно-практическая конференция медиапедагогов проходит в вузе 2–3 октября в гибридном формате. Мероприятие подобного масштаба и с такой тематикой на журфаке было организовано впервые. Ожидается, что оно станет ежегодным.
Сегодняшняя конференция стала частью цикла мероприятий, приуроченных к 270-летию МГУ —старейшего и крупнейшего вуза России. В знаменитом здании на Моховой собрались ведущие эксперты в области образования: декан факультета журналистики МГУ академик РАО Елена Вартанова, автор отечественных учебников и образовательных программ по информатике академик РАО Людмила Босова, директор института «Высшая школа журналистики и массовых коммуникаций» Санкт-Петербургского государственного университета Анатолий Пую и другие специалисты.
Работа конференции была поделена на несколько частей: приветствие, пленарное заседание и многочисленные секции по самым разным темам. Участие в дискуссии как очно, так и онлайн приняли специалисты из самых разных точек России: от Калининграда до Сибири и Дальнего Востока. Самые острые вопросы, касающиеся современного журналистского образования, прозвучали в пленарных докладах экспертов. Так, профессор Л.Л. Босова рассказала о генеративном искусственном интеллекте и работе с информацией в общем образовании. По словам спикера, в будущем можно ожидать прорыва в применении интеллектуальных диалоговых систем в процессе обучения (для ответов на вопросы по учебным материалам). Она также напомнила, что сегодня среди генеративных моделей наиболее популярны те, что создают изображения и текст. При этом у пользователей очень часто возникают проблемы с верификацией сгенерированной информации, поэтому Л.Л. Босова предложила несколько критериев, по которым можно определить надежность сайтов-источников. Так, надежными, по словам эксперта, можно считать сайты, принадлежащие официальным организациям или известным людям, а также те ресурсы, где указаны ссылки на источники информации и контакты авторов. Кроме того, информация на сайте должна регулярно обновляться. Еще один важный критерий — грамотный текст, отсутствие грамматических ошибок и опечаток в материале, представленном на страницах ресурса. Среди рисков использования ИИ эксперт отметила неравенство в доступе к технологиям и зависимость от них, отсутствие мотивации и пассивное участие в учебном процессе, а также распространение некачественного контента.
Профессор А.С. Пую, в свою очередь, рассказал о медиаграмотности в контексте коммуникационного суверенитета России. Спикер поделился деталями научного проекта института ВШЖМК «Коммуникационный суверенитет РФ», цель которого — теоретическое обоснование и введение в научный оборот категории национального коммуникационного суверенитета как особо важного компонента общего государственного суверенитета на траектории цифровизации и динамики деглобализации.
По словам декана факультета журналистики МГУ Елены Вартановой, медиаграмотность наравне с правовой и финансовой грамотностью — один из трех ключевых элементов, лежащих в основе метакомпетенций современного человека. В числе навыков, определяющих медиаграмотность: поиск информации и ее критическое восприятие, защита персональных данных, навыки использования техники, систематизация и интерпретация больших объемов информации, верификация фейков, знание об относительной приватности интернет-коммуникации и др.
Сможет ли искусственный интеллект полностью вытеснить человека-журналиста? Эксперты сошлись во мнении, что эта профессия не исчезнет с развитием технологий, но отдельные ее сегменты, например, написание новостей, могут быть замещены ИИ. При этом журналистам важно уметь пользоваться современными инструментами для того, чтобы сделать свои материалы более интересными и творческими, ведь нейросети уже умеют придумывать нетривиальные заголовки, генерировать интересные вопросы, обобщать информацию, хотя ее достоверность по-прежнему нуждается в тщательной проверке.